Русские народные сказки

ДИСКОТЕКА

Русские народные сказки


Если пройтись вдоль прилавков магазинов, торгующих компакт-дисками, то складывается впечатление, что минимальный возраст человека, способного пользоваться персональным компьютером, колеблется где-то между пятью-семью годами. Все дело в том, что предлагаемые игры или обучающие программы подразумевают чрезвычайно высокий уровень начальных требований к ребенку. Это и изначальное владение английским языком, и прекрасная координация движений, и довольно продвинутое логическое мышление. А что делать, если ребенок еще малость не дорос, если ему всего три года или одним-двумя месяцами более? Судя по всему, в таком случае существует единственное средство - коллекция "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ" от фирмы 1C.

Вообще-то, "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ" представляют собой целый сериал, насчитывающий на сегодняшний день уже пять частей. Но каждый диск является совершенно независимым продуктом, содержащим три-четыре сказки и две-три очень-очень простенькие игрушки.

Сказки представляют собой некое подобие слайд-шоу, сопровождающееся текстом, который читают несколько радиоведущих. Соответственно, получается не очень длинный, но достаточно увлекательный сказочный рассказ для самых-самых маленьких. Во всяком случае, моему сыну два с половиной года и он слушал сказку "Морозко" с большим удовольствием. Хотя уж чем-чем, а усидчивостью он не отличается. Правда, сами слайды меняются не слишком быстро и, пожалуй, это единственное слабое звено всего проекта. Зато эти самые картинки чрезвычайно красочны и узнаваемы, что значительно компенсирует все остальное. В общем, игры разные, но стиль у них единый и для детей более чем приятный.

С другой стороны, каждый слайд каждой сказки можно остановить и, перейдя в режим графического редактора, раскрасить, как душа пожелает. Причем цветовая палитра очень большая и ребенку предоставляются самые широкие "полномочия". Вплоть до полного исполосования картинки совершенно невообразимыми каракулями, если такое малышу покажется красивым. Единственное, что может представить некоторую сложность для маленьких детей, не слишком хорошо управляющихся с мышью, так это несколько чрезмерная натуральность применяющегося инструмента - кисточки. Она очень похожа на аналогичный инструмент из самого обычного "взрослого" графического пакета и в не совсем умелых руках может слишком сильно "своевольничать". Хотя этот же момент может оказаться и довольно значительным стимулом научиться получше обращаться с мышиным манипулятором.

Имеющаяся на каждом диске игра, чаще всего, является каким-нибудь вариантом широко известного "пазл". Так, один из показанных в игре слайдов разрезан на маленькие фигурки причудливой формы, которые потом тщательно перемешали. Задача играющего - переложить фрагменты таким образом, чтобы вернуть картинке нормальный вид. Размер фрагментов достаточно мал, чтобы задачка казалась интересной и запутанной, но, в то же время, достаточно велик, чтобы даже совсем маленький ребенок смог разобраться, что к чему.

И для раскрашивания, и для "складывания" предоставлены практически все слайды из тех, что использовались во время "рассказывания" сказок, содержащихся на данном компакте.

Для успешного сказочного вечера достаточно довольно небольших ресурсов. "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ" ориентированы на 486-й процессор, всего четыре мегабайта оперативной памяти, два мегабайта дискового пространства, двухскоростной CD-ROM и звуковая плата, что более чем достижимо на сегодняшний день.

Фраза


Как сказал поэт: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Ведь насколько тонко подмечено! Первое, чему обычно учат детей - это читать, писать и считать. С чтением проблем, как правило, не возникает, благо каждый день хоть что-нибудь, а читать приходится. Правда, каждый - свое. Одни - Шекспира, а другие - исключительно ценники в магазине. Да и со счетом любой в магазине упражняется по десять раз на дню. Хуже всего обстоят дела с правописанием. Если что-то в стиле "мыла мама раму" еще, с грехом пополам, затруднений не вызывает, то всяческие письма, к сожалению, безупречной грамотностью не отличаются. И беда сия всеобщая. Потому, кстати, так непросто найти хорошего корректора. А фирма Microsoft встроила модуль контроля орфографии в собственный текстовый редактор, что, между прочим, свидетельствует о глобальности размеров общей безграмотности.

Стараясь внести собственный вклад в святое дело всеобщего торжества правописания, фирма "ГуруСофт" разработала и издала обучающую программу по русскому языку под названием "ФРАЗА". Аудитория, на которую данный тренажер рассчитан, начинается с учеников первого класса средней школы и, собственно, никем не заканчивается, хотя в прилагаемом руководстве написано что-то про "выпускников". Фактически "ФРАЗА" представляет интерес и приносит пользу в любом возрасте, когда грамотность хромает на все конечности, а ситуацию исправлять надобно быстро.

По своей организации, три с половиной тысячи заданий для всех десяти классов обычной школы и еще шестьсот дополнительных "миссий", ориентированных исключительно на готовящихся к выпускным либо вступительным экзаменам, разбиты на три общие категории. Первая соответствует классам с первого по третий. Вторая, соответственно, с пятого по седьмой. Ну, а на третью приходится все остальное.

Теперь, что касается самой программы. Несомненным минусом тренажера "ФРАЗА" является его ориентированность исключительно под ДОС, что значительно обедняет интерфейс и делает его совершенно непохожим ни на один из распространенных нынче текстовых редакторов. Правда, этим нюансы и ограничиваются, потому что, несмотря на предостережения авторов, в Windows95 каких-либо сбоев обнаружено не было.

Процесс обучения построен по принципу корректуры уже заготовленного заранее текста. Компьютер предоставляет обучаемому возможность найти и исправить все имеющиеся в задании ошибки. При этом маркер почти всегда сам указывает на сомнительные места, где, по его мнению, вкралась ошибка. Остается только ее исправить. Если знаете как... Впрочем, при ошибочном исправлении программа далее вас не пустит и выведет правило, которое в данный момент должно быть использовано, что, обычно, помогает.

Заложенные авторами в тексты заданий ошибки носят самый различный характер, типичный в подобных случаях. Это пропуски букв и раздельное написание слитных слов. Это всевозможные описки и опечатки. Естественно, основной упор делается на наиболее часто употребимые и не типичные слова и обороты. Внимание также уделяется корректности расстановок знаков препинания. В некоторых случаях человек сам должен понять, как исправить ошибку и в чем она заключается, а иногда предлагаются перечни возможных вариантов. Однако задания выполнять следует предельно внимательно, ибо авторами целенаправленно заложены изначально правильные места, помеченные как ошибка. Естественно, никаких исправлений в подобных случаях делать не требуется. Точно так же программа скрупулезно регистрирует все случаи ваших описок, что в значительной мере влияет на итоговую оценку навыков обучаемого. Правда, после ознакомления с итогами конкретного задания, его допускается "пройти" заново. Как непосредственно сразу, так и позднее, когда у вас для этого будет время.

Обучающая система "ФРАЗА" интересна еще и тем, что позволяет использовать ее при тренировке или контроле уровня знаний нескольких человек. При ее старте необходимо пройти вводный диалог, где компьютер просит указать фамилию пользователя и номер задания, к которому предполагается сейчас приступить. По окончании работы программы, например, в конце урока или рабочего дня, она самостоятельно создает текстовый файл с именем fraza.rez, куда занесена вся статистика текущего сеанса работы программы. Там указано, кто и с какими заданиями работал. Сколько раз "запускалось" конкретным человеком каждое конкретное задание. Какие правила и сколько раз нарушались в конкретном задании. Кроме того, там же проставляется итоговая оценка по результатам выполнения конкретного урока. Правда, если ученик прервал работу программы клавишей "Esc" или принудительно вызвал на экран текст правила грамматики или орфографии более двух раз, считается, что такой человек урок выполнил не самостоятельно и оценка за это не выставляется. Единственным неудобством статистического файла является применение обучающей системой кодовых наименований при обозначении нарушенного правила. Правда, по коду выяснить, что это было за правило, хотя и не так просто, но все-таки можно.

Исцеление руками


Вообще-то, всякую там магию можно приветствовать и можно напрочь отрицать, это личное дело каждого. Однако существует целый ряд неоднократно проверенных и доказанных фактов наличия у человеческого организма развитых электрических характеристик. Некоторые, скажем так, ученые склонны считать, что человек обладает, кроме привычных характеристик типа группы крови, роста, веса, объема легких и т.п., еще и естественным энергетическим полем. Так как подобное поле регистрируется исключительно у представителей "живой" природы, т.е. у биологических объектов, то его стали называть биологическим.

В настоящее время темам биоэнергетики вообще и биоэнергетики человека, в частности, уделяется довольно много внимания. Пишутся книги. Снимаются фильмы. Организовываются кружки и общества. Возникают всевозможные школы, обучающие "лечить руками". Однако Издательский дом "Домашний компьютер" пошел значительно дальше и выпустил практически первый в стране компакт-диск, содержащий учебный курс "биоэнергетики человека". Он называется "ИСЦЕЛЕНИЕ РУКАМИ".

Представленный материал четко разделен на четыре основные части. Первая часть - это введение в теорию биологической энергетики с демонстрацией примеров, проведением наглядных опытов и детального разъяснения физической природы этого явления.

Вторая часть является достаточно развернутым практическим курсом по развитию собственных биоэнергетических характеристик и особенно собственной способности ощущать свое и чужое биополе. Под это отводится основная часть времени и дискового пространства. Задействованы также элементы гипноза и самогипноза. По заверениям разработчиков энциклопедии, прохождение данного курса на компакт-диске "ИСЦЕЛЕНИЕ РУКАМИ" позволяет научиться чувствовать биологическую энергию и не только собственное, но и чужое биополе.

Третья часть посвящается общей теории биоэнергетических методов лечения. На многочисленных иллюстрациях и видеовставках наглядно демонстрируется, как изменяется биополе человека под воздействием тех или иных повреждений, например, ссадин, ушибов, переломов, или заболеваний. При этом форма и другие характеристики поля претерпевают значительные изменения. С другой стороны, это самое поле поддается корректировке, что весьма недвусмысленным образом сказывается и на самом заболевании. Таким образом открываются широкие возможности по лечению этих заболеваний немедикоментозными способами.

Четвертая часть компакт-диска "ИСЦЕЛЕНИЕ РУКАМИ" является обучающим видеокурсом по общему и точечному массажу. Он достаточно подробно показывает и рассказывает методику и тонкости применения массажных приемов, а также очередности их использования.

Все разделы энциклопедии представлены в виде последовательности отдельных непродолжительных рассказов или пояснений, которые можно просматривать один за другим, но можно и повторять неограниченное количество раз при необходимости. Подобная организация как раз лучше всего подходит для любого интерактивного обучения потому, что позволяет акцентировать особое внимание на наиболее непонятных местах, чем ранее они значительно уступали обучению с живым преподавателем. В настоящее время, компьютерный вариант обучения уже может составить (и составляет) серьезную конкуренцию, ибо компакт-диск стоит неизмеримо дешевле даже самого среднего курса с преподавателем-человеком. При этом качество обучения приближается к уровню, принятому для очного образования.

Французская живопись


Уже известная читателям "Компьютерной газеты" фирма GSC Game World опять порадовала владельцев мультимедийных персональных компьютеров новой прекрасной энциклопедией. На этот раз речь пойдет о компакт-диске "ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ".

У GSC Game World существует прекрасный, сразу узнаваемый стиль, в котором создаются все ее энциклопедии. Это, прежде всего, богатство исходного материала и высокое качество его представления. Простой и интуитивно понятный интерфейс позволяет наслаждаться прекрасной работой, не отвлекаясь на управление процессом. Если речь идет об энциклопедиях, посвященных произведениям искусства, то отличительной чертой GSC Game World всегда остается возможность масштабирования любой картины без сколь-нибудь видимой потери качества изображения, что чрезвычайно удобно при знакомстве с картинами большого размера, во много раз превосходящего экран монитора.

Однако на этот раз GSC Game World попробовала не просто рассказать о некотором подразделе жанра живописи, о его национальных особенностях или существующих французских школах. "ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ" - о самой Франции, точнее о том, какой она предстала перед глазами французских художников. Поэтому все богатство полотен, а их собрано что-то около двух с половиной сотен, рассортировано по тематике изображения. Это сцены батальные и постельные, картины "из жизни замечательных людей" и галерея всевозможных портретов (от безвестных до знаменитых). Так как на заре своего развития живопись в основном специализировалась на изображении сцен из Святого Писания, то вполне понятно, что до наших дней дошло огромное количество полотен на библейские темы, которые также нашли свое отражение на компакт-диске "ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ". Следует заметить, что тема Библии и изображение описываемых в ней событий оказали огромное значение как на общественную жизнь, так и на саму живопись. В более поздний период, когда мастера кисти обратили свой взор за пределы официально разрешенных церковью рамок, возник даже новый жанр - аллегории, и просуществовал он почти до середины девятнадцатого века. Хотя уже тогда церковь не имела столь значительного влияния на жизнь общества. Тем не менее, на многих полотнах, изображавших Великую Французскую революцию, среди сражающегося народа, баррикад и порохового дыма часто присутствуют персонажи совершенно мифические, из греческого эпоса. Например, богиня победы предстает полуобнаженной молодой женщиной в свободной тунике, но сжимающей в руках знамя свободы. Таких примеров великое множество и им отведен собственный раздел в новой энциклопедии фирмы GSC Game World.

Позднее художники стали изображать на картинах не только сановитых особ и королевских персон в различных баталиях. Мастера "пошли в народ", и живопись стала играть такую же роль, какую фотография играет в наше время. Рассматривая картины разных исторических периодов, можно проводить собственные исследования быта или, например, костюма во Франции. На картинах изображалось практически все. Пикники. Прогулки кавалеров с дамами. Жизнь многолюдного базара. Детские забавы. Заседания советов и правлений.

Совершенно особое место во французской живописи занимают пейзажи и натюрморты. Оттачивая мастерство отображения малейших нюансов цвета, света, тени, композиции и фактуры, художники создавали из обыденных, в общем-то, вещей или видов потрясающие по своей красоте полотна. При этом видны не только различия в технике тех или иных мастеров, но и особенности, присущие школам и направлениям живописи.

В целом, мультимедийная энциклопедия "ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ" является своеобразной попыткой взглянуть на Францию глазами ее художников. И надо признать, что такая попытка с блеском удалась. Компакт-диск прост в обращении, чрезвычайно информативен и удобен для восприятия. Ответы на вопросы, которые могут возникнуть в процессе общения с энциклопедией (как культурно-исторического, так и чисто технического характера), подробно рассмотрены во встроенной поисково-справочной системе, так что с этой стороны затруднений быть не должно. Особо приятно, что авторы диска не только "вступительное слово" предусмотрели, но еще и снабдили каждый раздел чудесной лекцией. Кроме того, "ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ" еще содержит поисковый справочник, позволяющий самостоятельно отсортировать весь материал как вашей душе заблагорассудится. По алфавиту. По фамилиям или именам авторов. По дате написания. По нынешним местам нахождения. Словом, как вам удобнее.

Особенно повезло владельцам домашних компьютеров, у которых есть звуковые карты. Энциклопедия "ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ" в качестве музыкального фона, дополняющего атмосферу некоего элитного французского салона, использует песни в исполнении "женщины, которая поет блюз" - Патриции Каас. Результат получился совершенно замечательный. Франция. Французские картины. Французская жизнь. И известнейшая французская певица, негромко поющая блюзы по-французски.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by

Информация предоставлена
фирмой "ВИДЕОПЕЧАТЬ"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1998 год в рубрике дискотека :: игры

©1997-2024 Компьютерная газета