Новая эра телевидения

Новая эра телевидения

Помните, как-то раз Винни-Пух с Пятачком собрались к кому-нибудь в гости и пошли по лесу? Попалась им по дороге большая дыра. Дыра - это нора, - предположил Винни-Пух, - а нора - это Кролик. Пятачек, - обрадовался Винни-Пух, - а не сходить ли нам в гости к Кролику?

Так вот, идея этой статьи возникла почти что аналогичным образом. Поскольку Новый Год уже фактически наступил, ну, по крайней мере, вот-вот наступит, то и тема должна быть, пусть самую малость, но праздничная. А про что можно рассказать? Про Деда Мороза как-то банально. Про празднование Рождества и Нового Года, так телевизоры уже только об этом и говорят. И тут - о, эврика! - я подумал, а почему бы не рассказать о телевизорах? Ведь последние лет двадцать (если не больше) на одной шестой части суши празднование Нового Года было неразрывно связано с "голубым огоньком" и с традиционным "новогодним поздравлением советскому народу". Да ведь и сам момент смены года мы все определяем не по настенным домашним ходикам (пусть даже и электронным), а по большому циферблату Кремлевских Курантов. Вот и выходит, что телевидение - это самая, что ни на есть, подходящая тема. Тем более что в этом году произошло событие, которое вполне может считаться эпохальным и достойно занесения в исторические хроники. Но давайте все же по порядку.

Полагаю, что даже в самой дремучей Африке все, хотя бы понаслышке, знают, что такое телевизор. А жители, более цивилизованные, еще и про спутники слышали или читали. В общем, объяснять, что есть телевидение, несколько бессмысленно. Если бы не тот факт, что мы все как-то уже привыкли к "говорящим ящикам" и принимаем их как должное, совершенно не задумываясь, что они тоже способны развиваться.

На первый взгляд неизбежно напрашивается вопрос, - а зачем его вообще развивать? Ведь есть спутники, позволяющие принимать "картинку" практически где угодно, лишь бы "сателлит" был виден над горизонтом. Есть телевизоры всяких размеров и со всякими наворотами. Есть оптоволоконные кабели (если обычных недостаточно), на худой конец! Даже в Минске существует кабельное телевидение, пусть и уступающее западным аналогам, но все же значительно расширяющее рамки обычного вещания. Что еще-то?

Все так, но только на первый взгляд. Дело в том, что хоть мы и привыкли к существующему виду телевидения, однако имеются в нем еще и недостатки. Причем чрезвычайно серьезные.

Во-первых, привычное качество картинки на самом деле отличается крайней убогостью, особенно по сравнению с цифровым вещанием, но улучшить его в рамках существующей инфраструктуры невозможно. Сомневающимся рекомендую взять калькулятор и подсчитать общую сметную стоимость среднего "центра вещания". Так вот, такие деньги не то что не хотят, просто не могут себе позволить даже самые крупные телекомпании.

Во-вторых, даже если оставить пока в стороне вопросы качественной модернизации, то все равно остается проблема "свободного места для спутников". Дело в том, что для передатчика идеальным является такое положение, при котором он как бы неподвижен относительно поверхности земли. Такое положение называется "геостационарной орбитой". Но этих самых орбит существует чрезвычайно мало и все они уже давно заняты, а очередь на обновление расписана на несколько лет вперед. Таким образом, даже если и болтается в околоземном пространстве какой-нибудь устаревший "гроб с проводами", то пока он весь свой ресурс не выработает, его никто в утиль не отправит. А такого хлама в космосе предостаточно.

В-третьих, существующее телевидение на сегодняшний день - удовольствие совсем не дешевое. Дорогая аппаратура. Довольно дорогая плата за аренду или эксплуатацию частотного диапазона. Высокая стоимость космического и наземного приемно-передающего компонента. Все это приводит к некоторой односторонности всей системы телевещания. Ведь мыльные оперы называются мыльными не потому, что там серий, как пузырьков в мыльной пене, а потому, что они придумываются и транслируются в эфир в дневное время. Как раз в этот час европейские и американские домохозяйки, наконец, разгребают утреннюю порцию домашних хлопот и могут посмотреть "что-нибудь для души". В это время демонстрируются рекламные ролики моющих средств, чистящих и стиральных порошков, мебельных и паркетных полиролей. А так как одну только рекламу даже в Америке смотреть не любят, то ее вставляют в многосерийные кинофильмы, больше напоминающие соседские сплетни. Вот и выходит, что эти кинооперы оплачивают производители мыла. Но, в свою очередь, благодать достигается только мнимая. Ведь стоит начать администрации телеканала проводить свою собственную политику, в чем-нибудь не угодную рекламодателям, как поток рекламных средств резко сокращается, что приводит к печальным последствиям. Это напоминает своеобразный вид ненавязчивой скрытой цензуры. И пусть хоть кто-нибудь попробует убедить меня в обратном. С другой стороны, от рекламных денег отказаться вообще никак невозможно. Ибо если все расходы поделить, даже совершенно усредненно, то абонентская плата составит что-то около трех тысяч долларов в месяц. Сильно сомневаюсь, что так телевидение сможет вообще выжить.

Все эти "болячки" открыл вовсе не я, они давно известны, но вакцина от них пока не была доступна. Одним из идеальных выходов рассматривалось цифровое телевидение. Цифра - она всегда цифра. Ее можно кодировать, уплотнять, программировать и, вообще, - творить с ней что угодно. Она все стерпит. Более того, по крайней мере в теории, переход на цифровой формат значительно улучшает качество изображения при сопоставимой цене оборудования. Правда, имела медаль и оборотную сторону.

В течение длительного времени передача видеоизображения в цифровой форме считалась невозможной из-за огромного объема необходимых данных. Например, в стандарте PAL (или близком к нему, нашему SECAM) один кадр видеоизображения содержит 576 строк по 704 пиксела в каждой. При цветопередаче с 24 разрядами на цвет (то есть 16.7 миллионов различных оттенков) такой файл занимает более 1 МБ. Если учесть, что 25 кадров видео необходимо передавать каждую секунду, то становится очевидным, что для воспроизведения видеоинформации потребуется скорость передачи данных по крайней мере в 30 МБ/с. Последние 10-скоростные CD-ROM-устройства могут передавать немного более 1МБ/с. Производительность каналов связи еще меньше.

Таким образом, возник классический замкнутый круг. Незачем конструировать новое оборудование для генерации цифрового сигнала, ибо нет инфраструктуры, по которой его можно передать. А инфраструктуру никто не собирается создавать, ибо это слишком дорого и, откровенно говоря, бессмысленно, поскольку по ней пока нечего передавать. Как говорится, - смех в зале. Да еще не стоит забывать и о родном до боли консерватизме. Вы потратили массу денег и прорву нервных клеток в упорной конкурентной борьбе ради достойного места под солнцем. Наконец, обросли кабелями, приемными и передающими станциями. На спутники потратились. Стали если не абсолютным лидером, то хотя бы вошли в десятку сильнейших. На "кой черт" вам сейчас весь этот цифровой прогресс вообще, если он полностью обесценит все ваши капиталовложения, которые к тому же еще далеко не полностью окупили себя?

К счастью, сама собой возникла Интернет, в которой сразу же прорисовались те же проблемы. Через довольно непродолжительное время Всемирная Паутина взялась за видео во всех его проявлениях и так же обнаружила известную задачу "из одной трубы вливается, из другой вопрос - выливается... "Слава Богу, Интернет объединяет компьютеры, т.е. изначально цифровые устройства, что снимает с повестки дня риторику "а зачем нужны цифровые технологии", но ставит другой - "как все же передать эту прорву данных, необходимую для нормального воспроизведения обычной телевизионной картинки?"

Все это и определяет необходимость использования MPEG-компрессии. MPEG (Motion Pictures Expert Group) - мировой стандарт для сжатия видеосигнала. Аппаратные средства, использующие компрессию/декомпрессию формата MPEG1, широко применяются с начала 1990-х.

Одним из нескольких рассматриваемых сегодня способов является оснащение современных телевизионных приемников дополнительным оборудованием для декодирования цифрового сигнала (set-top box). Вы устанавливаете специальный блок, подключаете его к вашему телевизору и к антенному входу. Цифровая информация, приходящая к вам, будет только однонаправленной: сигнал передается точно так же, как и в аналоговом телевидении, но только в цифровом виде. Другими словами, сигнал прибудет к вам или через обычную антенну от наземной станции, или через спутниковую антенну из космоса, или по прямому кабельному соединению.

Независимо от того, как приходит сигнал, он преобразуется этим устройством в обычный телевизионный стандарт. Внутри такого устройства - компьютерная система с памятью и специальными средствами декодирования. Аппаратные средства обрабатывают данные, представленные в сигнале, выделяют из него конкретную программу и декомпрессируют MPEG. Поток двоичных данных сжимается по стандарту MPEG2, и принимающая "коробка" восстанавливает изображение во внутренней памяти (framestore). В заключение она посылает аналоговый сигнал телевизору отображения. (Подробнее о технологии цифрового телевещания можно прочитать на странице "Что это такое" по адресу www.rvwenterprise.com/satelli5.htm.)

Достаточно долгое время все это выглядело голой теорией. Ну есть такая технология. Ну хорошая технология. А дальше что? Ведь ведущие компании отрасли вовсе не горят желанием эти достижения у себя внедрять. Только за это время инженеры и конструкторы придумали удивительное по своей красоте техническое решение. Действительно, зачем сразу переходить на выпуск новых телевизоров, если можно вполне обойтись приставками-декодерами и весь многомиллионный парк приемников еще долго можно будет успешно эксплуатировать, заменяя его по мере естественного износа?

Чтобы принимать цифровые телевизионные передачи, вы должны будете купить некоторое дополнительное оборудование. В настоящее время термин "set-top box" применяется к чему бы то ни было, что соединяется с телевизором. Будущее устройство для приема цифровых сигналов должно декодировать цифровую передачу в форматах MPEG1 или MPEG2 в реальном режиме времени. Практически, оно будет зависеть от передающей станции или спутника, с которых эта информация должна попадать на ваш телевизор. Ожидалось, что такие устройства не будут дорого стоить и, возможно, станут субсидироваться вещательными компаниями.

В то же время телевизионные компании в пылу конкурентной борьбы постоянно выявляли новые рынки сбыта и с ужасом обнаружили, что вокруг - масса белых пятен. Либо еще вообще никем не паханных, либо забытых "по горячке". С одной стороны, - это сельская местность и районы с низкой плотностью населения. Даже самые заклятые альтруисты не собираются устанавливать в тайге и тундре ретрансляторы. Амазонская сельва - тоже местечко не слишком уютное. И таких мест - великое множество. Причем гораздо менее экзотичных, чем использованные мною в примерах. С другой стороны, - районы с плотной городской застройкой также не в состоянии пользоваться обычными телевизионными антеннами. Масса помех физического, географического и электронного характера. Зачастую обычные горожане (нас это не касается) предпочитают пользоваться услугами местных кабельных каналов, с которыми телекомпаниям не так легко договариваться.

Между прочим, мы с вами представляем третий вид "непаханого поля", ибо добраться до нашей аудитории, кроме как через спутники, невозможно. Кабели прокладывать больно накладно, да и местные государственные органы от подобной перспективы отнюдь не горят восторгом. Они же сами являются монополистами, зачем им конкурент, да еще и заведомо более сильный?

Вот и вышло, что цифровая технология вдруг стала способна, как по мановению волшебной палочки, разрешить все проблемы разом. За счет программно-аппаратного сжатия один канал может содержать несколько сотен "подканалов". Вернее, базовый сигнал с одной частотой сразу передает до трех сотен обычных каналов одновременно! Приставка лишь выделяет нужный и передает его на телевизор. Таким образом, вместо десятков "реальных" каналов на один передающий спутник мы получаем их более тысячи. И это практически без сколько-нибудь серьезных капиталовложений. Если интересно, как это делается, вам лучше самим заглянуть на страницу "Цифрового оборудования" (www.mlesat.com/digibook.html), где опубликовано много чего полезного, подробного и интересного о цифровых технологиях вообще и цифровом спутниковом вещании в частности.

В конце прошлого и нынешнего годов ряд крупных европейских и азиатских компаний, пытаясь быстро (и по возможности не слишком дорого) потеснить американских конкурентов (среди них испанская DBS, германская COPERNICUS, английская BSB, французская TDF, шведская TELEKCA и европейские транснациональные RTL/STS и RAI), активно взялись за "решение вопроса" и вывели на околоземную орбиту целое созвездие всевозможных спутников цифрового вещания. Это было подобно мощнейшему взрыву у основания высокой плотины. Началось нечто невообразимое.

Так как и качество картинки, и открывающиеся возможности новой технологии перекрывали все, что до сих пор предлагало традиционное, в том числе и спутниковое телевидение, это вызвало лавинообразный интерес у потребителей. Ведущие фирмы-производители бытовой электроники немедленно приступили к продажам новых комплектов приставок. Сейчас Интернет наполнена всякими шоу-румами и виртуальными магазинами, продающими "sat digital TV". Зайдите, например, на страницу 208.196.84.241/cgi-bin/index.cgi или digitalsat.com/hughes.html, там всякого разного - просто глаза разбегаются. И надо заметить, что при фантастическом богатстве возможностей аппаратура не такая уж и дорогая. Средняя цена колеблется в интервале двухсот пятидесяти-трехсот тридцати долларов. И обычно в комплект входят "тарелка", программируемый "тюнер", все необходимые кабели, крепеж и многофункциональный пункт дистанционного управления. Учитывая, что речь идет о самом последнем достижении, а это всегда и везде отличалось неимоверной дороговизной, можно с уверенностью сказать, что через год-два цены упадут и даже "мы" будем в состоянии не только "купить простенький комплектик", но и позволим себе выбрать его по вкусу и пристрастиям. Да что тут говорить, если даже цена аппаратуры высочайшего класса не слишком кусается. Не верите? Ну так сами сходите на страницу Hi-Fi & Hi-End (www.audio. ru/misc/avdict.htm). Честно говоря, насколько мне известно, даже в Минске уже появились фирмы, торгующие приставками для цифрового спутникового телевидения. Это говорит само за себя.

Что касается перспектив, то тут грядут еще более эпохальные перемены. Видеомагнитофоны также должны обновиться. Сегодня это динозавры по сравнению с компьютерами. Огромные, тяжелые устройства, предназначенные для кассет, величиной со среднюю книгу. Широкая магнитная лента, которую необходимо постоянно перематывать. По аналогии с современными компьютерами - это как ламповые "монстры" 60-х размером с огромную комнату. Проблема, конечно, в том, что видеосигнал содержит довольно много информации, иначе мы бы давно отошли от аналогового формата, по крайней мере - в быту.

Компакт-диск был бы, как и для музыки, превосходным решением для хранения видеосигнала. Даже раньше один диск мог бы сохранять 650 МБайт информации, а значит, MPEG-сжатие, - почти час видео. Проблема состояла в том, что часа все-таки маловато для видео. Лениво было вставать и в самом интересном месте менять диски. К тому же качество изображения было далеко от совершенства. Изображения, сжатые по стандарту MPEG1, впрочем, не уступают VHS-записи, а качество звука заведомого выше. Сегодня идет борьба за стандарт MPEG2. Он был разработан для сжатия видео с меньшей потерей качества и не с такими очевидными дефектами, как у MPEG1. Применение этого формата обеспечит также большее разрешение изображения, чем текущее на нашем бытовом ТВ.

Препятствием на пути продвижения MPEG2 сегодня является старый CD-ROM-формат. Оригинальный MPEG был разработан для использования со стандартными сегодняшними CD-ROM-устройствами, а MPEG2 этого уже не позволяет. Однако последним шагом по пути к цифре явилась разработка DVD или универсального цифрового диска (Digital Versatile Disc). Разработанный консорциумом компаний Toshiba, Philips, Thomson и Sony, DVD - это носитель, полностью соответствующий всем требованиям новых цифровых видеоформатов. Первые DVD-диски содержат более двух часов видео с превосходной системой цифровой записи звука. Повышенная пропускная способность устройств, емкость от 4 ГБ до 17 ГБ в более поздних версиях. Готовятся к выпуску и перезаписываемые DVD-диски, которые должны положить конец использованию старой видеозаписи. Поставщики VHS-кассет уже сегодня готовы к переходу на CD-носители; производство компакт-дисков обойдется, по крайней мере, вдвое дешевле, они не содержат никаких вращающихся частей, просты в обращении и транспортировке и никогда, ни один даже самый плохой из них не сможет загубить ваш дорогой плейер.

Лично я все это встретил с радостью. Дело в том, что мы с вами находимся в той редкой ситуации, когда отсталость - во благо. Обычные комплекты спутникового телевидения в нашей стране, несомненно, известны, но не слишком широко распространены, что не может не радовать. Таким образом, уже в самое ближайшее время "обычные тарелки" станут конкурировать с "тарелками цифровыми", причем на заведомо неравных условиях, ибо последние и лучше, и дешевле. Следовательно, можно ожидать быстрого проникновения в нашу страну передовой технологии, минуя унизительную процедуру складирования за бесценок уже ненужного в Европе и Америке, бывшего в употреблении устаревшего оборудования. Как это происходит с трансляционной аппаратурой в обычном телевидении. Вот уж действительно, есть чему от души порадоваться.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета