Бриллиант в трехмерной оправе

Среди потрясений, нарушавших покой пользователей в этом году, мной отмечено одно приятное. Компьютерные игры и всевозможные развлечения перестали считаться если и не порочной, то все же полулегальной страстью - вроде употребления маломощных наркотиков.

Наконец настал момент, когда никого не надо убеждать, что CD-ROM не испортит конфигурацию машины и не превратит ее в исчадие порока. Возможно, в этом сыграла роль шумная рекламная компания технологии ММХ от Intel. Раз уж там инженеры, не отходя от производства, выделывают тако-о-е, то почему бы и нам, когда срочных дел нет, немножко не расслабиться...

Однако кому расслабиться, а кому во время этих развлечений и пахать до седьмого пота. В этом году со всей очевидностью стало понятно, что мультимедийный, сиречь игровой, компьютер - это вам не бухгалтерская тарахтелка. Выходящие в последнее время игры не оставляют сомнений, что мощности никаких процессоров не хватит, чтобы с головой погрузиться в атмосферу супергонок, изничтожить врагов в воздухе, на земле и в подземных лабиринтах. И чтобы исход зависел не от частоты процессора, а от личных качеств играющего.

Требуются категоричные решения проблемы игровой производительности. Невозможно больше терпеть черепашью реакцию машины. Вариант, при котором на мощном Pentium'е с 17-дюймовым экраном приходится довольствоваться разрешением в 320 х 200 точек при 256 цветах, тоже уже не проходит.

И взгляды энтузиастов, согласных пойти на ощутимые материальные затраты, если они принесут не менее ощутимые преимущества, обратились к компьютерным устройствам, ранее просто не рассматривавшимся в силу наличия на рынке дешевых безымянных "аналогов" туманного географического происхождения.

Если вас интересует, как заставить любимые игры шевелиться на экране поживее, а заодно получить доступ к появляющимся новинкам, предлагаю возложить графические обязанности на карту - профессионала в этой области. Пока в компьютере стоит видеоплата за десятку баксов, сложнейшими геометрическими и массивными текстурными расчетами приходится заниматься центральному процессору. А ведь на нем еще лежит забота о стратегии, сценариях и он должен послужить серьезным оппонентом вашему разуму, иначе играть и не стоит.

Судя по всему, одной из лучших на сегодня графических карт является Viper модели V330 от компании Diamond Multimedia Systems, Inc. Причем это одновременно и наиболее мощный ускоритель графики общего назначения, выпускаемый Diamond, и ее лучшее мультимедийное решение. Проще говоря, эта плата оптимизирована как для деловых приложений, так и для игр.

Графический ускоритель Viper V330 построен на базе 128-битового чипа RIVA 128, созданного компанией NVIDIA Corp., и обеспечивает превосходное качество и производительность 2D- и 3D-графики, а также видеовоспроизведения. Как и другие карты, оснащенные этим чипом, Viper V330 относится к лучшим по быстродействию среди 3D-ускорителей. На сегодня RIVA 128 - самый быстрый чип для приложений Direct3D и при высочайшей производительности остается относительно дешевым, что делает карты на его основе доступными широкой компьютерной общественности.

Как и большинство карт на базе RIVA 128, Viper V330 выпускается с 4 мегабайтами быстродействующей 100-мегагерцевой памяти SGRAM, и нарастить ее нет возможности. Зато эта плата одной из первых в мире персональных компьютеров совместила 128-битовый чип ускорителя со 128-битовой шиной к видеопамяти. 128-битовая "широкая и быстрая" архитектура (пропускная способность - до 1.6 гигабайт/с) идеальна для запуска под операционными системами Windows 95 и Windows NT как мощных бизнес-приложений, так и графически интенсивных игр.

Новый ускоритель от Diamond выполняет все основные 2D- и 3D-функции на аппаратном уровне, что проявляется в лучшем качестве изображения и существенно более высокой производительности компьютера. Как я уже говорил, это оптимальное на сегодня решение для мультимедийных приложений и игр, использующих разработанный и усиленно продвигаемый Microsoft интерфейс прикладного программирования Direct3D. Что ни говори, а у "маленького и мягкого" достаточно силы, чтобы обеспечить любому своему продукту положение лидера. И если Direct3D заявлен как перспективный интерфейс, то он таковым и будет.

К сожалению, мне не удалось самому протестировать эту плату, поэтому могу предложить вашему вниманию результаты независимых предварительных испытаний, проведенных с использованием тестового набора 2D и 3D WinBench 98/97 от Ziff Davis. И хотя эти результаты предоставлены самим производителем, в целом они подтверждаются сведениями из других источников, таких как Том Пэбст, беспристрастность и компетентность которых у меня не вызывает сомнений.

Так вот, по результатам испытаний плата Viper V330 возглавила чарты. При 2D-тестировании она показала 137 WinMarks для Windows 95 и 128 WinMarks для Windows NT. Лучшая в недавнем прошлом 2D-карта Matrox Millenium II оказалась на втором месте с заметным отставанием (132 и 117 WinMarks соответственно). Это что касается двумерной, то есть в основном деловой графики. В игровых делах Matrox Millenium II - не конкурент. По тесту 3D WinBench 98 плата Viper V330 показала 485 WinMarks, что существенно больше, чем у второй по 3D-производительности из испытывавшихся карт - STB Velocity 128, которая поднялась до 437 WinMarks.

Тесты для Windows 95 выполнялись на машине с 266-мегагерцевым Pentium II и "мамой" на Intel AL 440LX с 512 килобайтами кэша, 64 мегабайтами SDRAM и винчестером на 1.6 гигабайта. Брались в серийной версии и тестировались с заводскими установками и драйверами. На всех, разумеется, было по 4 мегабайта видеопамяти.

Однако результаты не прошли независимую верификацию в Ziff Davis Labs, поэтому к ним можно подходить с некоторой долей скептицизма. Быть может, отрыв не так велик, но и другие источники подтверждают его наличие. В моих персональных планах подготовка обзора с результатами собственного тестирования плат стоит на первом месте, так что, как только появится возможность, поделюсь с вами своими результатами.

При 4 мегабайтах видеопамяти акселератор Viper V330 способен выводить на монитор картинку с разрешением до 1,600 х 1,200 точек при 65 тысячах цветов. Максимальная палитра из 16.7 млн. цветов достигается при разрешении 1,152 х 864 точки. 230-мегагерцевый интегрированный преобразователь RAMDAC обеспечивает вертикальную развертку до 200 Гц. Впрочем, главное, что рекомендованная VESA "безопасная" кадровая частота 85 Гц доступна при любых разрешениях - от 640 х 480 до 1,600 х 1,200 точек - и, соответственно, обеспечивается комфортабельная работа на мониторах с диагональю от 14 до 21 дюйма.

На плате Viper V330 Diamond использовала BIOS собственной разработки. В сочетании с традиционно превосходными драйверами, также полностью разработанными Diamond, это гарантирует не только наилучшее на сегодня ускорение Direct3D, но и надежную работу под самыми популярными операционными системами - Windows 95 и Windows NT 4.0. Единственный недостаток драйверов - немного снижается производительность при работе в Windows NT с большой глубиной цвета. Драйверы для Windows 98 (Memphis) сейчас находятся в стадии разработки. Драйверы OpenGL для игровых программ и профессиональных приложений также обеспечивают отличное ускорение.

У пользователей Windows NT 4.0 имеется возможность создать с помощью Viper V330 мультимониторную настольную систему, что позволит поднять продуктивность и удобство работы на качественно новый уровень.



Скажем, электронные таблицы, графики, рисунки и диаграммы можно разнести в ширину на несколько дисплеев - вплоть до четырех. Правда, обойдется это недешево, так как для каждого монитора потребуется свой ускоритель Viper V330.

Но вернемся к нашим играм. Характеристики и вычислительная мощность чипа RIVA 128 впечатляют. В частности, благодаря использованию особенностей шины AGP объем текстурного кэша, хранимого в основной памяти машины, достигает 10 и более мегабайт. Высокая степень детализированности трехмерных сцен достигается расчетом для каждого кадра 10 - 20 тысяч треугольников. В секунду просчитывается 100 млн. пикселов и 5 млн. треугольников. Производительность процессора вычислений с плавающей точкой составляет 5 млрд., а целочисленного - 15 млрд. операций в секунду. Эти цифры сравнимы с мощностью центрального процессора машины.

Зато ограничение видеопамяти 4 мегабайтами приводит к тому, что 3D поддерживается на разрешениях только до 800 х 600 точек. Впрочем, этого достаточно для большинства современных игр.

Поскольку Viper V330 является быстрейшим ускорителем Direct3D, эту плату надо признать весьма стоящим решением как для заядлых игроков, даже если у них уже есть 3D-плата 3Dfx, так и для бизнес-пользователей с относительно скромным бюджетом или с компьютером класса Socket 7 (разумеется, нужна версия с шиной PCI), так как она позволяет подтянуть до нужного уровня производительность системы со слабым по сегодняшним меркам процессором.

С точки зрения 3D-игр к недостаткам Viper V330 можно отнести только ограничение разрешения 800 х 600 точками и отсутствие трилинейной фильтрации. Функция тумана (fog table) тоже пока не поддерживается, но в следующей версии драйверов как от NVIDIA, так и от Diamond этот недостаток должен быть устранен.

Viper V330 обеспечивает мощное полноэкранное видеовоспроизведение с частотой кадров до 30 в секунду при кристально чистом разрешении. В нем аппаратно реализованы ключевые видеофункции, такие как поддержка DirectDraw и DirectVideo под Windows 95, масштабирование изображения, преобразование цветовых плоскостей и трехступенчатая фильтрация. Продвинутые видеофункции окажутся полезными для просмотра с телевизионным качеством видеоклипов в Интернет, богатых видеовставками игр, обучения с помощью мультимедийных программ, основанных на видео.

Чип RIVA 128 обладает аналоговым видеовыходом, благодаря чему Viper V330 предоставляет возможность просмотра на большом экране обычного телевизора компьютерных бизнес-презентаций, цифровых DVD-фильмов и все тех же игр. Правда, у RIVA 128 отмечены некоторые проблемы с мерцанием картинки в системе PAL, которые, возможно, присутствуют и в NTSC.

В дополнение к продвинутым видеофункциям Viper V330 предоставляет отличную платформу для создания законченных мультимедийных систем. К этой карте Diamond выпускает дочернюю плату с функциями ТВ-тюнера и видеоввода. На базе Viper V330 создается DVD-решение путем апгрейда с аппаратно-реализованными функциями MPEG-2 и AC-3. Собственно, Diamond выпускает полностью совместимый с Viper комплект Maximum DVD Kit, в который входят DVD-адаптер, привод DVD-ROM от Toshiba и множество разных программ.

Кстати, в розничном варианте Viper V330 поставляется с могучим набором прикладного и игрового софта. В него входят iF-22 The Realistic Simulation of the F-22 Raptor (Interactive Magic), MDK: Mission Laguna Beach (Playmate Interactive Entertainment), Moto Racer (BMG Interactive), а также приложения PhotoSuite SE (MGI), MPEG Arcade Player (MediaMatic), Microsoft Internet Explorer и Backweb Software, Asymetrix Web 3D, VREAM VRCreator.

Кроме драйверов к Viper V330 прилагается настроечная программа InControl Tools 95, позволяющая "на лету" менять разрешения и глубину цвета дисплея. В InControl Tools 95 входят специальные утилиты, в том числе для центровки экрана, настраиваемой пользователем гамма-коррекции и онлайновой поддержки продукта с Web-сайта Diamond. Версия InControl Tools для Windows NT включает дополнительно поддержку до 4 мониторов, "горячих" клавиш и многое другое.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 1997 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета