...
...

Чистой воды магия

детям всегда, еще с самых давних времен, рассказывают сказки. С одной стороны - так принято, с другой - это очень нравиться детям. Вообще-то уже не так важно, что, собственно, рассказывать, главное - чтобы интересно было. Чтобы были хорошие и были плохие. Чтобы без чрезмерных сложностей. Чтобы обязательно про дальние страны и захватывающие приключения. Чтобы с храбростью и с коварством. И совершенно не играет роли, очередная ли история давеча вычитана из старой книжки народных сказок и преданий или она буквально "на ходу" придумана.

Потом дети подрастают и, научившись читать, уже сами выискивают летопись приключений детей капитана Гранта и повествование о Робинзоне Крузо. Еще чуть позже на смену трехглавым драконам и Винни-Пуху приходят "Унесенные ветром" и "Титан", "Морской волк" и "Графиня де Монсоро". Список можно продолжать практически бесконечно, ибо одни произведения сменяют другие, но всеобщий интерес к захватывающим (местами довольно сказочным) историям остается. Однако вершиной, кульминацией, можно сказать, стремления услышать сказку все же являются не библиотеки, а кинематограф. Именно они, эти движущиеся картинки (как бы они ни назывались: кино или видео), сегодня властвуют над умами. Фильмы смотрят абсолютно все - от мала до велика. И смотрят их лишь только потому, что происходящее на экране настолько реалистично, что кажется, будто перед глазами не экран, а волшебное окно в иной мир, за которым происходят все эти захватывающие события. А вот кто и что смотрит - это уже дело вкуса и личных пристрастий. Я же хотел поговорить о самом кинематографе и о том, чем нам способна помочь в этом плане Всемирная Паутина.

Я сам также люблю анимированные сказки, правда, при условии, что они хорошие. Однако далеко не всегда то, что попадает в мой видеомагнитофон, можно отнести к таковым даже с большой натяжкой. И дело тут вовсе не в том, что мало информации вокруг (ее-то как раз масса), а в том, что чаще всего это либо откровенная реклама, либо рассказ о планах Голливуда на первый квартал две тысячи первого года. К тому времени, когда приглянувшийся фильм попадает в доступный прокат, уже проходит порядком времени и его название не так-то легко вспомнить. Если же по телевизору валом пошла реклама, значит, кто-то закупил права на прокат и теперь желает вернуть деньги. Заметьте, я ни разу не упомянул про то, что действительно представляет собой то, что будет прокатываться. И приходится признать, что солидные цифры гонораров рекламистам и клипмейкерам платятся отнюдь не даром. Откровенно посредственную жвачку для глаз они представляют ну хотя бы интригующим сюжетом. Рядовое низкобюджетное представление - зрелищной историей. Ну а если в фильме есть хоть малая толика интереса, то тридцатисекундный рекламный ролик убедит любого, что зрителя ждет нечто совершенно грандиозное. И кому какое дело до того, что после просмотра иных "эпохальных" лент хочется плеваться. Деньги выложили? Кассету в прокате брали, пусть даже единственный раз? Ну и все, дело сделано! Право, не стоит так уж доверять рекламе.

А что делать, если не получается постоянно покупать "ТВ-Парк" или ждать до полуночи очередной выпуск "Видимо-невидимо"? Мож-но, конечно, попав впросак, оправдывать себя тем, что надо обязательно иногда смотреть и плохие фильмы, чтобы уметь ценить хорошие. Вот только этих, посредственных, халтур и без того транслируется по всем каналам в достаточном количестве. Поэтому хочется самому брать лишь хорошие ленты, тем более если за них приходится отдавать собственные деньги. Вот в этом Интернет как раз и может оказаться крайне полезной.

И начать путешествие в киберпространстве лучше всего со страницы (www.cross.ru/kino/1/ index.htm) "Киножурнал" Ксении Королёвой. Если о кино можно говорить серьезно, но с разумной долей юмора и философии, то именно тут все это есть. Тем более что Ксения Королева не стремится во что бы то ни стало соответствовать общепринятому имиджу современных бунтарей от массового шоу-бизнеса. Во всяком случае лично мне ее взгляд на то, как и почему миллионы человек так хвалят и одновременно ругают кино, очень понравился. Да вы сами прочтите ее статью "Как купить зрителя" (www.cross.ru/kino/1/ 1.htm).

"Десятая муза самая молодая и, может быть, поэтому самая капризная. Ее облик, как облик любой женщины, зависит от количества затраченных средств. Кино появилось как занятие "безумцев", но очень быстро стало способом развлечения, аттракционом, на котором можно зарабатывать деньги" - это она сказала и была, несомненно, права. Ну а раз так, то давайте будем экономить свои деньги и сначала спрашивать, а уж только потом - стрелять. Поэтому имеет смысл сделать кой-какие выводы.

Во-первых, знать желательно побольше, но тратить на поиск знаний поменьше. Во-вторых, чем больше мнений удастся услышать, увидеть или прочитать, тем лучше. В-третьих, желательно задачи номер один и два решать, не выходя из своего дома.

Первая (и третья) задача решается проще простого. Достаточно заглянуть в любую поисково-справочную систему и задать единственный вопрос - "кино". Например, поисковик "Созвездие Интернет" (www.stars.ru) "знает" адреса восьмидесяти интересных мест. Ну а дальше - вперед, к звездам. Только хватать все подряд "не есть правильное решение". Дело в том, что есть журналы, отражающие содержание своего печатного представления, а есть полностью электронные страницы, нигде, кроме Интернет, не доступные. Первые, хоть и являются номинально "виртуальными", на самом деле повторяют содержание бумажных версий. Тонкость тут в том, что любое печатное издание прежде всего ориентировано на получение прибыли от реализации. Таким образом, оно чаще всего привязано к некоему "среднему" мнению "своей" аудитории, проживающей в одном районе, одном городе или в одной стране. Это неизбежно накладывает отпечаток и на сами материалы, и на их подачу редакцией. Хотя в последнее время такая шаблонность по большей части стирается и, как говорится, есть что почитать на любой вкус.

В свою очередь чисто web-овские проекты значительно раскованнее во взглядах и намного динамичнее. Не малую роль в этом играет гигантский энтузиазм самих авторов таких страниц. Между прочим, "Киножурнал" Ксении Королёвой именно такой и есть, поэтому опубликованные там обзоры некоторых фильмов довольно оригинальны. Взять хотя бы ее описание боевика Алексея Балабанова "Брат" в статье под названием "Настоящий DOOM" (www.cross.ru/kino/1/5.htm). Как выразился журнал "Столица" (№19. 27.10.97), боевик Алексея Балабанова про то, как демобилизованный провинциал (он же Сергей Бодров - младший) по просьбе брата-киллера "перемочил" под музыку "Наутилуса Помпилиуса" половину Питера.

А Ксения полагает несколько иначе: "Вообще фильм напоминает компьютерную игрушку-стрелялку - "DOOM". Герой движется, грохочет сапогами по лестницам, меняет оружие, разве что сундуков не открывает. Люди - его враги, их нужно уничтожать тогда, когда они мешают, но это вовсе не из-за того, что они плохие, а только из-за того, что это правила игры такие и им нужно следовать. Тоже самое происходит и с поведением героев, герои действуют по строго оговоренным правилам, а они по-своему логичны, они скорее визуальны, чем психологичны. Фильм - это взгляд на вещи и мировосприятие самого Данилы, его мысли и чувства. Он искусственный герой из игрушки "Doom", действует в таком же, как и сам он, сделанном городе, городе, который как нельзя более кстати подходит его ощущениям. Добро смешалось со злом и стало мифом и знаком. Герой погружен в эту среду. Он там живет. В каждом мужчине глубоко-глубоко сидит инстинкт первобытного охотника. Не зря же люди ходят в тир, играют в "Дум".

Лично мне кажется, что стиль "Киножурнала" значительно жи-вее и объемнее, что ли.

Хотя есть и другие места, существуют и другие взгляды. Вот, к примеру, страница "Кино- и видеоновости" (www.chat.ru/~zuew/). Чуть менее философская и чуть более простая. Без фрейдиских разборов движущих мотивов главных героев и главных режиссеров. Зато развернутая карта вин, как я называю предварительную сортировку по типам. В данном случае фильмы слегка разбиты по жанрам и по срокам их выхода в свет. Отдельными неоновыми огнями сияют новинки и, естественно, присутствует приличная доля всевозможных сплетен. Но публикуемые взгляды уже свои, собственные, и местами максималистские. И дело даже не в том, что лично мне нравится творчество знаменитого американского фантаста Хаинлайна и очень нравится его книга "Звездные рейнжеры" (почему - вопрос отдельный, в эту статью не умещающийся), а Игорь Гречин в своей статье "ЗВ°ЗДНАЯїПЕХОТА" (www. chat.ru/~zuew/st2.htm), разнося в пух и прах очередное голливудовское чудо специальных эффектов на фантастические темы под названием "Космическая пехота", огульно "всех собак" вешает и на известнейшего классика жанра, а в своеобразии и обоснованности высказываемых взглядов. А также в их подкреплении хорошими кадрами из самого фильма. Хотя с выводами Гречина относительно самого фильма не согласиться трудно.

А вообще, Бог с ними, с их взглядами. Полагаю, что в одном только Минске найдется достаточно желающих поломать копья о творчество старика Хаинлайна. (Ежели что - пишите E-mail: leshy@nestor.minsk.by, поболтаем.) Главное, сохранив закладки на десяток наиболее оперативных и объемных интернетовских страниц, можно вообще обходиться без всяких там привозных журналов. Тем более что привозят их чаще всего лоточники, причем с большим опозданием. Во всяком случае, я сам уже давно прохожу мимо этих лотков равнодушно, ибо в нынешние сетевые времена плох тот журнал, который не имеет своей web-страницы, а раз он плох, то зачем и деньги тратить? Все остальное полностью (или почти полностью) можно найти и прочесть во Всемирной Паутине. Для примера, сходите на сайт знаменитого "ТВ-Парк" (www.infoart.ru/tvpark/index.htm), того самого, который, будучи повернутым одним концом на юг, вторым - обязательно указывает на север (если реклама опять не соврала). Он расположен на инфоартовском сервере и свободно доступен любому желающему. Правда, там всего и опубликовано, что обложка следующего номера да программа телепередач на неделю. Однако в качестве примера - вполне сгодится. Полагаю, что желающие допросят с пристрастием поисковые службы, прогуляются малость по линкам и сами соорудят собственный набор интерактивных киношных консультантов.

Одним из самых выдающихся качеств Интернет всегда было и будет ее наплевательское отношение к каким бы то ни было расстояниям. Так уж повелось на одной шестой суши с семнадцатого года двадцатого века, что все полезное двигается от периферии к центру, а все нужное или импортное, наоборот, - от центра к периферии. Хоть новые рыночные отношения и внесли некоторое разнообразие, однако кардинально устоявшуюся тенденцию переломить не смогли. В результате образовалось несколько локальных центров возникновения свежих фильмов в этой стране, откуда они начинают расползаться по всем деревням и весям. Это Питер, Москва, Нижний Новгород (как ни странно), Владик и так далее. В некоторых случаях определить, насколько "глянцевая" рекламная шумиха, организованная кино- и прокатными компаниями, в прессе и на телевидении действительно соответствует реальному содержанию фильмов. Тут полезно просмотреть рейтинги популярности тех или иных произведений, регулярно публикуемые в сети. Ну, например, на or.ccl.ru:81/video/. К тому времени, когда новинки появляются в Минске, их практически повсеместно уже успела посмотреть не одна сотня зрителей. И если рейтинги выбранного фильма высоки и его содержание, освещаемое в обзорах, не кажется вам заумным (или, наоборот, банальным), то имеет смысл взять его "на карандаш" для целенаправленной охоты.

Кроме обзорных, большой интерес представляют собственные страницы кинокомпаний. Не буду трогать буржуйские, способов придти туда - миллион, лучше приглашу на сайт знаменитой и ругаемой нашими властями НТВ (www.mt.ru/ntv+.htm). Точнее, на ее "спутниковую" разновидность - НТВ Плюс. Тут к услугам уставшего, но любознательного спутника и телепрограммы спутниковых каналов компании, и анонсы их содержания. Причем перед глазами "серфера" предстают не обычные, т.е. неподвижные картинки, а быстро обновляемые слайд-шоу, сопровождаемые звуковым оформлением в реальном времени. Если же на вашей машине не установлены соответствующие дополнительные примочки, то их можно скачать, как говориться, не отходя от кассы. Удобно, черт возьми! Создатели будущих предполагаемых кинохитов решили удовлетворить потребность кинофэнов в получении информации и открыли в сети Internet собственные web-страницы. Например, на сайте http://www.starwars.com вы сможете узнать, как идут съемки "Звездных войн", которые появятся на экранах не ранее весны 1999 года. Но уже сейчас вы сможете заглянуть в гости к юному Скайуокеру, увидеть самого Джорджа Лукаса на съемочной площадке и еще узнать массу интереснейшей информации, касающейся данного фильма. Columbia/Tristar почти еженедельно обновляет свой сайт www.godzilla.com, рассказывающий о съемках фильма "Годзилла" (премьера должна состояться в мае 1998 года). С июля нынешнего года MGM/UA открыла сайт www.tomorrowneverdies.com. На этой страничке уже накопилось множество фотографий из будущего фильма о Джеймсе Бонде. Также доступны биография актрисы Терри Хатчер и песни, уже написанные для картины. Премьера фильма запланирована на 19 декабря.

А вообще, с того момента как на кино был заработан первый золотой, из забавного развлечения, придуманного братьями Люмьер, кинематограф превратился в один из видов мировой индустрии. И, надо сказать, - в один из самых прибыльных. Например, в Соединенных Штатах Америки даже рейтинг такой ведется: какая картина собрала больше денег за первый week-end, за первую неделю, за первые десять дней и так далее. И планка "дохода выходного дня" держится на уровне тридцати с лишним миллионов долларов. Очень скромная цифра... Ну а там, где большие деньги, там и всякие прочие, ставшие уже привычными явления. Сами понимаете, не маленькие, шоу продолжается всегда. Если Микки Рурк вышел из кадра, это еще вовсе не означает, что он прекратил играть. Всюду поклонники. Всюду вечно голодные объективы кино- и видеокамер. Всюду дотошные журналисты. И тут уж никуда не деться. Судьбы всех известных людей одинаково величавы и одинаково тяжелы. Окружающих интересует буквально все. От пристрастий в выборе вин, фасонов белья или мест отдыха до любовных похождений и тщательно скрываемых личных трагедий.

Поэтому зачастую сплетен и "правдивых" историй, рассказанных якобы очевидцами, в Сети ничуть не меньше, чем публикаций на тему самих фильмов. Правда, приходится признать, что не редки случаи, когда кинозвезды сами провоцируют вокруг себя всякого рода скандалы, дабы привлечь внимание прессы к собственной персоне, мелькнуть в новостях, заставить говорить о себе весь мир и ничего не платить при этом за столь широкую рекламу. Уж сами решайте, смотреть это все или нет, читать или пропустить. Тут я вам не советчик. Мне, например, вполне понятно стремление папарацци раздобыть "убойный" материал и продать его подороже. Так устроен мир, каждый крутится, как может, и каждый хочет кушать. Но, по моему разумению, местами все зашло слишком далеко и, как это ни ужасно, но именно мы сами заставляем ушлых репортеров пускаться "во все тяжкие" ради длинного бакса и репортажа года. Таким образом, лицемерно делать вид, что в гибели Принцессы Дианы виноваты исключительно преследовавшие ее фотографы. Они это ради нас делали и свято верили, что правы. Я этих фотографий искореженной машины и умирающей женщины не видел и не желаю видеть. Пусть это будет моим скромным вкладом в нормализацию безумного мира шоу-бизнеса. Актеры, они тоже люди и тоже хотят, пусть даже самую малость, побыть простыми людьми. Когда идешь по улице и в тебя не тычут пальцем все окружающие и не рвут твой плащ на сувениры.

А вообще, если есть желание ближе познакомиться со своими кумирами, как и в спорте, имеет смысл пройтись сначала по фан-клубам. Их в сети, что пыли на наших улицах. Правда, в русской Интернет клубное движение только зарождается и по большей части еще не доросло до постоянно обновляемых сайтов, хотя первые ростки уже заметны. Однако пока, особенно если ваш кумир как-то больше все по голливудам, да по голливудам, лучше сразу идти в Yahoo (www.yahoo.com) и задавать вопросы там. Просто вводить имя и фамилию актера и все. После останется только скользить по линкам и просматривать материалы.

В общем, смотрящий да увидит, ищущий да обрящет.

Александр Запольскис

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Аренда ноутбуков