Цифровые светофильтры — наследие традиционной фотографии?

В последнее время я все чаще прихожу к мысли о том, что компьютерному художнику, если он хочет считать себя профессионалом, очень полезен опыт традиционной фотографии.

Сегодня все чаще приходится слышать о том, какие творческие горизонты распахиваются перед фотографом, когда в его руки попадает если и не цифровая камера и фотопринтер, то хотя бы просто компьютерная технология обработки фотографий. В этом есть большая доля истины.

На самом деле, в профессиональных растровых редакторах, образцом каковых я считаю Adobe Photoshop, имеется множество изобразительных средств и инструментов, близких и понятных фотографу. В то же время для не посвященного в секреты фотопроцесса принцип их работы и, следовательно, получаемый эффект остается тайной за семью печатями.

Не скажу, что у меня богатейший опыт фотографии, обманывать не буду. Однако кое-какие навыки, полученные в те годы, когда было время побаловаться с "Зенитом", повозиться с проявителями и фиксажами, иногда оказываются очень полезными. Конечно, сделать то же самое в Photoshop способен и абсолютно не знакомый с фотографией человек, но вряд ли он с самого начала будет полностью отдавать себе отчет в своих действиях.

Когда же показываешь фотографу, что можно сделать с его фотографией в редакторе, и всего-то за пять минут, тот начинает нервно интересоваться, сколько все это стоит. В самом деле, не пачкая рук и не изводя дорогие порошки и бумагу, новичку без малейших усилий удается сделать то, на что у самого что ни на есть профессионального фотографа уйдет целый день.

И очень интересные вещи получаются, так сказать, на стыке двух технологий - традиционной фотографии и компьютерной обработки изображений. Возьмем, например, процедуру тонирования черно-белых фотоснимков. Фотографы используют для этого самые разные способы, начиная от специальной химической обработки и кончая тривиальной разрисовкой снимка очень светлой прозрачной краской.

В стенах компьютера все происходит проще и нагляднее. Для того, чтобы из черно-белой фотографии получить цветную вполне сносного качества, проще всего воспользоваться тем, что я называю цифровыми светофильтрами. Каждый такой светофильтр - это отдельный слой, окрашенный в цвет одного тона, накладываемый на лежащую под ним фотографию в режиме Color. Иногда можно использовать Soft Light и даже Multiply, но к обычной фотографии ближе режим Color. Управляя прозрачностью этого слоя, можно изменять оптическую плотность светофильтра примерно так же, как при традиционной фотосъемке.

Однако у цифровых светофильтров есть масса преимуществ, даже теоретически недоступных при обычной фотографии.

Во-первых, цифровой светофильтр позволяет очень плавно и точно изменять его оптическую плотность в диапазоне, недоступном при использовании традиционных "стекляшек". К тому же манипулировать можно одновременно и двумя, и двумя десятками фильтров, цвет которых очень легко выбирается из палитры. Обычных светофильтров такого цвета, кстати, в жизни не найдете.

Во-вторых, действие цифрового светофильтра вовсе не обязано распространяться на весь снимок. Можно вырезать на слое-фильтре маску сколь угодно сложной формы и защитить за счет этого те участи фотографии, для которых наложение данного цвета нежелательно.

В-третьих, для цифрового светофильтра в Photoshop можно задать настоящую маску прозрачности, как и для любого обычного слоя. Эта маска не просто описывает объекты сложным контуром, она локально изменяет прозрачность, то есть оптическую плотность светофильтра, ослабляя его воздействие на избранные участки фотоснимка относительно общего уровня.

В принципе, для маски можно использовать настоящее черно-белое полутоновое изображение, оттенки которого будут определять плотность светофильтра. Интересный эффект иногда получается при использовании в качестве маски для светофильтра самого обрабатываемого изображения...

Светофильтры неоднородной оптической плотности, создаваемые без труда за считанные минуты, - разве можно такое представить при традиционной цветной фотопечати? Другой вопрос, зачем они нужны и что дают. На него я и попробую сегодня ответить, приведя несколько частных примеров их использования.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 1997 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета