Энциклопедия вооружений

Энциклопедия вооружений



Начиная с самых первых своих шагов, человечество все лучшее отдавало оружейных дел мастерам. За это они одаривали окружающих просто фантастической смекалкой, мастерством, красотой и хитрыми изобретениями. До сих пор военные музеи сухопутной армии, военно-воздушных сил или военного флота не перестают поражать многочисленных посетителей. Дамасские клинки и киевский булат. Линейный корабль "Дредноут" и подводная лодка "Тайфун". Первые пистоли и изящество линий автомата Калашникова. Чем дальше шло время, тем чудовищней и притягательней становилось оружие. Видимо, интерес к нему так никогда и не угаснет. Особенно к оружию новейшему, почти еще секретному и абсолютно самому-самому.

В этом отношении неоднократно упоминаемая в наших обзорах фирма "Акелла" преподнесла прекрасный подарок любителям и ценителям современных систем вооружения. Как и обещали разработчики, увидела свет их новая мультимедийная "Энциклопедия Вооружений".

Сразу оговорюсь, что ориентирована она прежде всего на энтузиастов и на только-только начинающих интересоваться данным вопросом. Материал охватывает практически все наиболее известные системы. Самолеты. Корабли. Танки.

Всего диск содержит более шести сотен всевозможных иллюстраций как отечественного, так и иностранного происхождения. Некоторые фотографии общеизвестны (в определенных кругах), некоторые - достаточно оригинальны. Чувствуется, что специалисты фирмы "Акелла" провели не одну сотню часов за перелистыванием специализированных печатных изданий (например, "Зарубежное военное обозрение") и за путешествиями в Интернет (где также немало всего интересного). Правда, примерно треть статичных изображений является не фотографиями, а скорее профессионально выполненными художественными картинами на заданную тему. Во всяком случае, та их часть, что попала в материалы "Энциклопедии Вооружений" из бывших советских военных изданий для населения. Хотя для не профессионалов они прекрасно передают .особенности демонстрируемых систем.

Нельзя оставить без внимания те сорок пять видеосюжетов, что представлены вниманию пользователей. Вот некоторые из них действительно вызывают неподдельный интерес.

Складывается стойкое впечатление, что фирма "Акелла" на некоторое время получила доступ к служебным архивам военно-воздушных сил различных армий планеты. Двадцать девятые миги, рассыпающиеся в воздухе. Горящие самолеты-невидимки. Не оставлены в стороне и флот с сухопутной армией, раскрытый, как "изуродованная" консервная банка, австрийский безбашенный танк, запуск баллистической ракеты с подводной лодки системы "Тайфун" среди заполярных льдов. Словом, много практически эксклюзивных или, во всяком случае, достаточно редких кадров. Масса крупных планов. Неисчислимое количество всяких "нештатных" ситуаций.

Кроме самого оружия, подробным образом представлены и предприятия, это прекрасное оружие производящие. Многие из них известны только как безликие наборы латинских букв в длинных и малопонятных аббревиатурах. Некоторые, наоборот, гораздо шире известны как поставщики самых что ни на есть мирных товаров. Рассказывается о них достаточно много для обычного полуразвлекательного компакта.. От даты и предыстории основания до всех перипетий становления. Не оставлены .без внимания и все самые крупные их достижения. Триумф машин Дассо-Берге на Среднем Востоке в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году. Фантастические результаты американских самолетов-невидимок "эф сто семнадцать" и бомбардировщиков "Б-2". Крупнейшие авианосцы "Корал Си" и "Америка", в свое время поразившие даже видавших виды адмиралов и корабельных конструкторов.

Отличается удобством и общий интерфейс энциклопедии. Он прост. Интуитивен. Кроме того, он позволяет скопировать практически все, что вам понравится в любое, удобное для вас место на локальном диске или в сети (если таковые присутствовали при старте энциклопедии). Подобная забота вселяет приятный энтузиазм, ибо еще совсем недавно самая простая операция копирования из подобных мультимедийных дисков была сопряжена со значительным количеством самых невероятных трюков по обману системы тем или иным способом. Зачастую это приводило к "зависанию" компьютера в целом с полной потерей данных. В таком случае все приходилось начинать с самого начала. Сейчас же можно копировать фотографии, статьи или даже видеофрагменты с такой же легкостью, как это делается в стандартном "проводнике" операционной системы Windows 95.

Правда, "Энциклопедия Вооружений" не лишена некоторого количества досадных изъянов. Самым неприятным из них является периодическая замена нормального русскоязычного шрифта на унылый набор одинаковых пустых квадратиков, изредка перемежаемых цифрами. Понятно, что это "слетают" шрифты, но легче от этого не становится. После столь титанической работы, проделанной специалистами фирмы "Акелла" по подбору и систематизации материала, полагаю, ничего не стоило укомплектовать диск и набором необходимых шрифтов.

АннаТоммия



Вне всяких сомнений, медицина всегда и везде была самой серьезной наукой. Навыками эскулапа и в стародавние времена и нынче студенты овладевали в поте лица своего, причем значительно дольше учеников любой другой специальности. Оно и понятно. Небрежность механика, головотяпство художника или полная бездарность писателя если и приводит к человеческой смерти, то исключительно в крайне редких случаях, а даже минутная забывчивость хирурга практически повсеместно заканчивается трагедией для пациента. Представьте себе доктора, лихорадочно листающего конспект или блуждающего по вселенной Интернет в поисках подзабытого (проспал именно эту лекцию в свое время) над еле живым пациентом в реанимации. Картина более чем жуткая.

Однако мнение, что специальные знания из области медицины нужны исключительно врачам, является достаточно опасным заблуждением. Практически всегда карета скорой помощи приезжает на место постфактум. Как милиция или пожарные. Пострадавшему требуется немедленная помощь, а ее еще только вызывают, и предстоит довольно долго ждать. Иногда опоздание даже на тридцать секунд оказывается роковым. Последнее особенно касается детей. И более чем особо - детей самых маленьких, от четырех лет.

Медицинские знания, прежде всего те, которые касаются строения и функционирования человеческого организма, носят еще и значительный общеобразовательный характер. Как утверждают подростковые психологи и психотерапевты, основная часть проблем (а зачастую и психологических травм) связана с детьми именно раннего детского возраста. Вместо внятных объяснений "что есть человек" или "откуда берутся дети" малыш получает либо слащавую сказку (местами граничащую с полной чушью), либо мультипликационные фильмы студии Уолта Диснея. А потом любознательные крошки в безрассудной храбрости пытаются ходить по высоко натянутым проводам или лазить с балкона на балкон. А что им, собственно, грозит? Упасть? Ну это вряд ли! Вон Карлсон вообще живет исключительно на крыше и ничего. А если даже и угораздит его сорваться, то, как такое неоднократно происходит с диснеевскими котами, мышами, собаками и прочей живностью (включая людей), малость расплющит и все. Потом самого себя вполне можно "выпрямить" из неприглядной кляксы за собственные уши.

Чтобы взрослые не ломали голову, заново изобретая велосипед, "как рассказать любимому чаду..." и поговорить с ним о здоровье, CSW Group издала прекрасную анатомическую энциклопедию "Аннатоммия".

Откровенно говоря, правильней будет сказать "АннаТоммия", ибо это скорее игра для детей от четырех до четырнадцати лет. В свое время среди писателей фантастов была чрезвычайно популярна теория, согласно которой теоретически возможно создать сколь угодно многопрофильный исследовательский аппарат с небольшим экипажем в "нормальном" масштабе, а затем по "новой" технологии уменьшить его настолько, что можно будет ввести такую конструкцию в кровеносную систему и она пойдет путешествовать по человеческому организму, изучая, исследуя или даже леча его. На практике столь крайнего авангардизма достичь не удалось, а вот в виртуальной реальности - очень даже запросто. "АннаТоммия" от CSW Group как раз и является таким путешествием двух исследователей - Анны и Томмии под чутким руководством играющего.

"АннаТоммия" представляет собой причудливый коктейль из разнообразных простых игр, от тетриса до крестиков-ноликов (не забывайте, малыши четырех лет крайне неохотно и чрезвычайно редко играют в шахматы), и толстой медицинской монографии широкого профиля. Играя и путешествуя, ребенок может попасть практически в любой человеческий орган и воочию посмотреть, как он "работает". Причем анатомия - она и есть анатомия. Вы же не спрашиваете в регистратуре больницы кто из докторов вас будет осматривать - мужчина или женщина. Так и команда "АннаТоммия" может изучить не только легкие, кости, сердце или мышцы. Доступно абсолютно все: от глазных яблок до мочеполовой и выделительной систем. Все в пределах правил. Местами даже очень оригинально. В особенности игры, по ходу которых материал окончательно осваивается, закрепляется и становится совершенно естественным.

Учитывая минимальное значение возрастного уровня в четыре года, под стать ему разработан и интерфейс управления. Мышь в нем не используется вообще. Все действия совершаются стрелками перемещения курсора. Выбор - стрелками или пробелом. Переключение игра - системное меню осуществляется клавишей "Esc". Проще некуда. Тем более, что для озвучивания происходящего привлекались профессиональные актеры и использовалась прекрасная стереофоническая музыка.

При всем этом "АннаТоммия" вовсе не требует модного сегодня "Pentium" и вполне обходится силами системы с процессором 486 и четырех "мег" ОЗУ. Хотя, конечно, лучшее не возбраняется.

История искусств



В предыдущих наших обзорах не упоминалась российская мультимедийная энциклопедия по истории искусства. Вообще, эта тема воистину неисчерпаема. Каждый год мир обогащается все новыми и новыми шедеврами. Картинами. Скульптурой. Архитектурой. И это не говоря уже о возникновении из небытия множества древних произведений, до селе считавшихся утерянными. И лишь современные цифровые технологии могут позволить любому познакомиться с мировым достоянием без чрезмерных затруднений. Поэтому появление на прилавках магазинов второй версии диска "ART: история искусств" от уже известной нам фирмы "ОМИКРОН" просто нельзя было обойти стороной. Что же добавлено по сравнению с прошлым релизом? Что улучшено?

К моему большому сожалению, заметного превосходства новой работы по отношению к первой версии так и не удалось обнаружить. Несколько странный, хотя, несомненно, привлекательный внешне интерфейс управления остался без малейших изменений. Вся история представлена звездной спиралью на угольно-черном ночном небосводе. Догадаться, какой именно период представлен холодным блеском приглянувшегося светила, можно лишь тогда, когда она уже выбрана и программа закончила сортировку данных. Ориентироваться довольно неудобно, однако привыкнуть можно, если вас интересует не форма, а содержание.

Конечно, присутствуют в энциклопедии "ART: история искусств" и некоторые улучшения. Самое главное - устойчивость работы программы. Первая версия славилась чрезмерной "самостоятельностью" и "непредсказуемостью". То почти пятьсот лет буквально подчиняются малейшему вздрагиванию мыши, то каждая картина или статуя вызывает длительную "подкачку" данных. Во второй версии авторам удалось избавиться от столь досадного недочета, серьезно портившего удовольствие от общения с диском. Теперь выборка данных производится именно так, как чаще всего и хочется, т.е. быстро. При этом готовятся все возможные варианты представления произведений искусства, подходящих под условия запроса. Например, под указанную страну и указанный отрезок времени. Общение со второй версией диска "ART: история искусств" уже значительно больше похоже на посещение прекрасно оснащенного музея, чем на разглядывание мутных фотографий сомнительного качества.

Разработчики второй версии "ART: история искусств" не обошли стороной и содержание энциклопедии. Теперь она охватывает уже более двух тысяч картин, скульптур и памятников архитектуры. При этом фирма "ОМИКРОН" постаралась создать некий общенациональный музей, в котором были бы представлены само искусство в чистом виде и направления его дальнейшего развития, а не профессиональные пристрастия или "пробивные" качества хранителей какого-либо конкретного хранилища произведений. Типа Версаля, галереи в Дрездене или Московском Кремле, Зимнем дворце.

К сожалению, то ли в связи с дефицитом времени, то ли по причине своеобразных взглядов на термин "удобный интерфейс", но все представленное многообразное богатство мировой культуры постоянно оказывается заслоненным автоматически появляющейся контекстнозависимой библиографической справкой. Причем этот самый транспарант имеет наиболее высокий приоритет на экране, и даже если вы случайно попали маркером мыши на крохотную пиктограмму любого полотна (например, любуетесь самозабвенно разворотом на три четверти экрана), то вдруг - нате вам справочку совершенно не к месту. Приятного мало.

Стоит отметить явное улучшение музыкального сопровождения фотографий и репродукций. Если прошлая версия имела строгую привязку некоего, достаточно ограниченного набора аудиофрагментов к конкретным историческим периодам, то сейчас общее время звучания значительно расширено и каждая эпоха озвучивается случайно выбранным мотивом из некоторого их количества, соответствующего данному историческому моменту.

Ну а в остальном, как говорится, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо. "ART: история искусств" осталось той же приятной энциклопедией буквально для всех и каждого. Интерфейс пусть и не слишком интуитивный, зато достаточно простой и легко запоминается. Встроенная поисковая система позволяет изгаляться, буквально, как угодно. По времени. По фамилии. По стилю. По месту. Полет фантазии неисчерпаем. Удобно и приятно. Одно плохо: все звуки - моно. Увы...

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1997 год в рубрике дискотека :: энциклопедия

©1997-2024 Компьютерная газета