Автомобильные бега

Что бы там ни утверждали всякие шаманы от науки, а цивилизацией нашей движут всего две силы: лень и тяга к комфорту. Первая ограждает от всяческих кардинальных порывов, а вторая побуждает все же сниматься с насиженных мест и перебираться на новые, если становится не настолько удобно, насколько хотелось бы.

Сами знаете, как неприятно, когда холодный дождь капает за шиворот. Вот и древние были того же мнения. Поэтому они предпочли жить в пещерах, а не под открытым небом. Однако окружающая живность быстро смекнула и предпочла обходить такие пещеры десятой дорогой.

Со временем надоело человеку на своих двоих по лесам да по горам шататься, вот и приручил он дикую лошадь. Опять же местность окружающая довольно быстро начинала скверно благоухать даже по меркам того времени, и такое неудобство не оставляло иного выбора, кроме как искать себе новую пещеру. А их, как назло, не столь уж и много. Вы сколько приличных естественных геологических полостей знаете, например, в Беларуси? О чем и речь. Словом, довольно быстро первобытные товарищи были вынуждены приступить к изучению премудростей градостроительства, что крайне затруднительно без гужевого транспорта. Несколько веков практических работ привели к малоутешительному выводу: лошадь - существо полезное, но чрезвычайно далекое от идеала. Ее приходится кормить не только до, в процессе и непосредственно после работы, но и во все оставшееся время.

Во-первых, страшно расточительно дармоедов кормить, а во-вторых, лошади, они, как люди, - капризничают, болеют, да и выносливость далека от желаемой.

Именно поэтому изобретение автомобиля было столь же неотвратимо, как неотвратим восход солнца утром в средней полосе России. Это же какая экономия! Кормежка требуется исключительно в процессе эксплуатации, что позволяет экономить на питании во время простоев. Зато автомобили значительно превзошли даже самого породистого тяжеловеса и самого быстроногого ахалтекинца. Под капотами современных машин скрываются целые табуны из пятидесяти голов и более.

Однако машина не стала бездушным механизмом и, вытеснив лошадей, полностью заняла их место практически во всех отношениях. В том числе и как предмет обожания или страсти. А страсть - это и стремление видеть, и стремление обладать, и желание знать о новых фаворитах и всяких "подающих надежды". С этого и начнем.

Самым зрелищным мероприятием всех времен и народов (если не считать войн и гладиаторских боев) были и остаются бега. Правда, сегодня, с переходом на автотранспорт, они стали называться гонками, но не потеряли своего обаяния. В Европе самыми известными автомобильными гонками является первая формула. И сегодня это гораздо больше, чем просто состязание пилотов и моторов. Из обычного модного автомобильного соревнования первая формула превратилась в движущую силу автомобильной промышленности в целом. Болиды первой формулы на себе обкатывают в экстремальных условиях новейшие технические и технологические решения. Но и без такой патетики гонки являются прекраснейшим международным шоу. Жаль, что далеко не каждому по плечу (или по карману) лично присутствовать на соревнованиях. Однако это вовсе не означает, что следует срочно покупать комплект "НТВ плюс" и надеяться на пробивную способность руководства данной телекомпании. Вовсе нет. Не менее способна (если не более) помочь здесь Интернет, а гонки "Формула Один" - слишком заметное событие, чтобы его не отразили в Большой Паутине.

Если заглянуть на известный в автомобильном мире сервер AutoWeb97 (http://www.icnsports web.com/PUBLIC/WELCOME3.SHtMl), то про первую формулу там рассказывают ничуть не меньше, чем "НТВ плюс" показывает. На этой неделе материалы узла посвящены команде "Уильямс-Рено". Хотя, признаться, сей опус там опубликован исключительно в качестве вкусной конфетки. Основное предназначение узла AutoWeb97 - распространять среди самой широкой аудитории результаты заездов, описания малейших перипетий этого увлекательнейшего соревнования. Кто, когда и как ездил. Какие места занимал и сколько очков получил. Прогнозы дальнейшего развития событий и возможные тактические варианты действий команд (и гонщиков) на следующем треке. Между прочим, английский язык, используемый на сервере, настолько прост, что не требует глубоких знаний и многолетних навыков, а если есть хоть сколько-нибудь приличная программа-переводчик, то языковой барьер вообще отсутствует. Хочу заметить, что тут есть очень много вкусного. Собственно, вся история первой формулы за нынешний год предстает во всей красе. Фотографии пилотов. Ссылки на сервера команд (если написанного тут покажется мало). Схемы расположения болидов на старте и на финише (если речь идет о прошедших заездах). Словом, AutoWeb97 - самое удобное место для начала увлекательного путешествия в мир скоростей, мастерства и моторов.

Но сами состязания значат не так много без пилотов. Они странные люди. Посвятить жизнь езде, нет - полетам с сумасшедшей скоростью на грани разумного (если эта грань вообще существует)... Это действительно странные люди. И не стоит пенять на все возрастающую безопасность конструкции автомобилей. Аэртон Сенна, между прочим, ехал не на груде металлолома и был отнюдь не новичком, а все-таки разбился на смерть.

Чтобы хоть немного понять этих странных и таких гордых людей, коими являются всемирно известные пилоты, стоит взглянуть на их собственные страницы. Например, на сайт одного из фаворитов нынешнего года - Дэймона Хилла (http://www.geocities.com/MotorCity/6868/home.html). Это больше, чем просто страница. Мне кажется, что она скорее похожа на виртуальный дневник известного человека. Знаете, это как старый, полный чудесных снимков и комментариев толстенный семейный фотоальбом. Цветные фотографии таких мест, которые редко попадают в кадр кинокамеры. Например, внутренние боксы, первая "примерка" пилотом нового болида и многое другое. В том числе гостевая книга и "чат-рум". По сути, тут же располагается и фан-клуб этого гонщика.

Но соревнованиями по правилам "Формула Один" состязания моторов не исчерпываются.Откровенно говоря, эти соревнования увлекают только ту половину человечества, которая проживает в Ставром Свете. Свет Новый больше фанатеет от собственного изобретения - соревнований IndyCar. На первый взгляд, различия между ними незначительны. Такие же спортивные машины. Похожие правила. Не менее бурные страсти и не менее крупные деньги. Такое положение вещей часто вызывает бурные споры между поклонниками обоих состязаний. Европейцы часто ехидно шутят: возьмите первую формулу, оставьте одни левые повороты и получите "инди" чистой воды. На что противники "европейского безобразия" отвечают, что формула один - это гонки-"индикар", только значительно более беспорядочные, ибо в них разрешены повороты в любую сторону. Что касается меня, то, думаю, формула один - это больше состязания пилотов и мастерства вождения (кто видел, тот знает, что на треках именно этого вида соревнований происходят захватывающие тактические состязания, не уступающие по накалу страстей, ситуациям, описанным в романах Тома Клэнси), а заезды "индикар" - это в гораздо большей степени спор моторов и способности пилотов обуздать их. Как ни крути, а пилоты Ф1 переходили в "инди" и, случалось, побеждали там. Пилоты "индикар" также садились за штурвалы болидов первой формулы, но не выигрывали там никогда.

А вообще, "индикар" не менее интересен. Есть такой сервер IndyPhoto (http://www.indyphoto. com/index.htm), специализирующийся именно на этом виде автомобильных гонок. Его содержание очень похоже на то, что мы видели на AutoWeb97, с той лишь разницей, что прекрасные рассказы и репортажи посвящены соревнованиям скоростных гоночных автомобилей, проводимым по американским правилам. Там свои пилоты, свои команды и свои герои. Общее только мастерство и большая смелость, граничащая с бесшабашностью и безумием.

В противовес забегам на скорость, каковыми можно считать первую формулу и индикар, широкой популярностью пользуются заезды на выносливость. Это прежде всего КэмелТрофи и знаметитые Париж-Дакар. Они также имеют свои особенности, привлекают своих болельщиков, наживают своих противников. По большому счету, в КэмелТрофи состязаются команды, состоящие из автомобилей и их экипажей, и дикая природа. Маршруты специально выбираются по самым непроходимым и диким местам. Тут самым важным является не общая скорость прохождения трассы, а сам факт того, что управляемая рукой человека машина смогла пройти сквозь все испытания. Полагаю, что именно этот вид ралли сохранил тот неповторимый дух пионеров автомобилестроения, который возник на заре эры самодвижущихся экипажей и побуждал энтузиастов доказать всему миру, что уж теперь точно человек способен победить природу и пройти буквально везде, где ему вздумается. Чего бы это ни стоило.

По адресу http://www.4x44u. com/pub/k2/cameltrophy/ расположен сервер КэмелТрофи, посвященный данному виду автосостязаний. В настоящий момент основные его материалы - соревнования нынешнего года, которые проходили в условиях степей и каменистых пустынь Монголии в мае. В прошлые разы перед тем, как кавалькада желтых лэнд-роверов снималась со старта в неизвестность, по намеченному маршруту все же проходили разведчики. Они проверяли проходимость трассы хотя бы теоретически. Автопробег же девяносто седьмого года было решено провести, так сказать, в чистом виде.

Караван машин двинулся по трассе, которую проложили исключительно на бумаге, исходя всего лишь из имеющихся справочников, топографических карт и спутниковых фотографий. А смогут ли там пройти, пусть и полноприводные, но все-таки автомобили, должны были выяснить водители уже по ходу пробега. Даже фоторепортажи о КэмелТрофи97 не для слабонервных. О видеороликах я вообще предпочту умолчать. Надо видеть своими глазами, как несчастные автомобили ухитрялись форсировать бурные реки из вязкой желтой грязи, погружаясь в нее практически по крышку капота. И ведь прошли! Вот уж воистину авторалли в полном соответствии с идеей начала двадцатого века.

В то же время ралли Париж-Дакар напоминают состязания на приз "Голубая лента Атлантики" и преследуют цель как можно быстрее на колесах добраться из пункта "а" (город Париж - в Европе) в пункт "б" (город Дакар - в Африке). Ради этой великой цели участники создают поистине уникальные конструкции. Так, в прошлом году в этом ралли участвовала одна "Нива". Да-да! Именно та самая, до боли знакомая, отечественная "Нива". Правда, на фотографиях я ее не узнал. Оно и не удивительно, потому что от оригинальной конструкции, к которой привыкли мои глаза, в этой "Ниве" были оставлены только несколько деталей, а именно: фирменная "шильда", левое зеркало заднего вида и дверные ручки. Все остальное было разработано заново в единственном экземпляре и только для участия в ралли Париж-Дакар. Зато как все-таки здорово смотрятся странного вида легковушки и грузовики, летящие среди песков Сахары и камней выжженных солнцем марокканских плоскогорий, оставляя за собой длинный шлейф серо-желтой пыли. А мотоциклы, ухитряющиеся взбираться на многометровые барханы, увязая в песке почти по самые оси?! Есть во Всемирной Паутине и такой сервер, причем далеко не единственный. Для начала заглянем на чудесное место, посвященное всяческим ралли (http:// www.rallyzone.co.uk/). Собственно? Это не совсем гимн пробегу Париж-Дакар. Скорее, это отражение целого мира всяческих переездов из одного места в другое на всяких автомобилях, в любую погоду, в любых климатических условиях и вне всякой привязки к наличию или отсутствию какой-либо дородной сети. Пусть даже в самом зачаточном состоянии. Например, в Монголии почти треть маршрута была проложена по козьим тропам, коими даже сами монголы пользуются в самых безвыходных состояниях, что уже само по себе достаточно наглядно характеризует эти "дороги".

А вообще, человечество жутко обожает соревноваться, и тот факт, что под седалищем сиденье, а не обычное седло, абсолютно ничего не меняет. Скорее, наоборот. В старые времена иные смельчаки и поостереглись бы пускаться в путь, а сейчас это только прибавляет азарта. Говорю я это к тому, что приобщиться к миру моторов желают практически все. Только одни это делают в буквальном смысле (держа в руках баранку руля), а другие - в переносном (читая репортажи в газетах и журналах, слушая радиопередачи и глядя на голубой экран телевизоров). Достаточно взглянуть на сервер Motorsport News International (http://www.motorsport.com/) либо вообще зайти в Yahoo (www.yahoo.com) и выбрать подраздел "racing" раздела "sport" или "autos". Там всякой всячины почти две сотни. Я имею в виду только заглавия, за которыми таятся еще сотни и сотни адресов на выбранную тему. Тут и электронные журналы, и клубы болельщиков, и сервера организаторов, и страницы команд, и личные страницы причастного к автомобилям народа.

Хочу сказать, что только автомобилями гонки не ограничиваются, да и переезды с места на место также не предел. В Европе ежегодно организовывают заезды на выносливость, например, знаменитые двадцатичетырехчасовые гонки, когда машины нарезают круги целые сутки без перерыва. Каждая хоть сколько-нибудь крупная страна имеет свои собственные гонки. А сейчас еще и крупные транснациональные компании учреждают соревнования под собственным именем. Я уже не говорю о совсем дикой экзотике типа соревнований на газонокосилках, мерной миле (рывок на максимальную скорость; обычно проводится на соляных озерах или полосах старых аэродромов) и заездах на реактивных тракторах.

Велик и многообразен мир моторов. Он столь же безграничен, как и полет человеческой фантазии, и стремление доказать, что можно достичь, пусть всего на чуть-чуть, но больше, чем уже достигнуто. Тягаться в величии со всем этим способна лишь Интернет.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1997 год в рубрике интернет :: копилка ресурсов

©1997-2024 Компьютерная газета