Что можно сделать, если в небе чего-то не хватает

В принципе, это не так уж важно, где и чего не хватает. Речь пойдет не столько об атмосферных и оптических эффектах, а, скорее, о нескольких полезных приемах, которые могут пригодиться в практике компьютерного художника.

Чтобы фотография скрупулезно передавала не просто окружающий мир, но и царящее в нем настроение, художнику всегда приходилось над ней как следует поработать. Имея сейчас такой мощный и универсальный инструмент обработки изображений, как компьютер, вспоминаешь свои изощрения в пору увлечения фотографией как детский лепет. В графическом редакторе с цифровым изображением можно сделать практически все, что придет в голову.

И все же представить, как должен выглядеть конечный продукт творческих усилий, мало. Надо еще знать, как достичь желаемого. И, конечно, иметь некоторые навыки в выполнении таких работ. Если не имеешь понятия о том, как пользоваться попавшими в руки средствами редактирования изображений, вряд ли сможешь воплотить свои задумки на бумаге. То есть на экране, но это неважно.

Работа в современных мощных профессиональных редакторах не сводится к тривиальному вызову фильтров спецэффектов и вождению виртуальной кистью. Это может каждый, даже ребенок, едва сев за компьютер и запустив Photoshop. Если вы хотите получить близкий к реальному миру результат, чтобы непосвященный в жизни не догадался, что этого тут не было, а вот это выглядело совсем иначе, стоит перенимать приемы более опытных компьютерных графиков. Конечно, переосмысливая и запоминая наиболее принципиальные моменты.

Многое из того, о чем вам рассказываю, я узнал из опубликованных в Web рассказов Рассела Брауна, старшего художественного директора компании Adobe. Лишь опробовав все эти вещи на практике и разобравшись не только как, но и почему он предпрринимал то или иное действие, я решился поделиться с вами этим опытом.

Сегодня вы еще раз убедитесь в основном правиле работы в Photoshop и созданных по его подобию редакторах - если что-то можно сделать прямо в имеющейся картинке, то лучше создать новый слой и работать на нем. Тогда вы получите такую свободу действий, что сможете именно творчески реализовать свои задумки, а не заниматься борьбой с непокорным инструментарием.

Итак, начнем.

Небо-то ясное, но солнца нет!  

При фотосъемке фотографы (и не только начинающие) очень часто упускают из кадра такой важный элемент солнечного дня, как само солнце.

Это понятно: кто же любит снимать против солнца, когда его лучи засвечивают оптику и мешают правильно подобрать экспозицию, навести резкость?.. И вообще непонятно, что получится на пленке. Но эти технические проблемы не очень интересуют того, кто будет рассматривать снимок. Ему-то надо, чтобы в солнечный день ярко светило солнце.

Графическому редактору абсолютно неведомы проблемы, осложняющие фотографический процесс. Он работает с пикселами, и ему все равно, насколько они яркие или темные - нежелательной засветки не будет. Но глаз не настолько совершенен и индифферентен, его солнечные лучи слепят не меньше, чем объектив фотокамеры.

Вот и пришлось создателям графических программ пролить семь потов, пока удалось заложить в них эффекты, приближающие абстрактный мир цифр к окружающему живому миру. Собственно, именно тогда начался бум компьютерной графики, когда машина не только научилась рисовать геометрически правильные круги и квадраты, закрашивая их идеально ровным цветом, но и передавать "несовершенство" природы.

В частности, если на снимке солнце отсутствует, а должно было бы быть, его можно нарисовать. Причем так, что комар носа не подточит и не усомниться в натуральном происхождении фотографии. Если ограничиться добавлением к небу белого круга со слегка размытыми краями, вам не поверят. Для создания более качественной иллюзии в Photoshop заложен фильтр, генерирующий побочные отблески на линзах фотообъектива, возникающие при съемке против точечного источника света. Им мы, конечно, и воспользуемся. И вот как.

Я выбрал фотографию, на которой есть все - поле, дорога, горы на горизонте, красивые облака. Солнца, понятно, нет. Первым делом надо найти для него наиболее подходящее место. Что при этом следует учитывать? Конечно, направление уже присутствующего на снимке освещения, его яркость, куда падают тени и т.п. И вообще общее расположение предметов на снимке, чтобы они не мешали искусственному солнцу, а оно - им. Разумеется, если солнце светит сквозь облако, то ярко выраженных бликов на оптике быть не должно, и стандартный фильтр Photoshop сработает неправильно.

Выбрав место, приступаем к созданию солнца. Хотя применить фильтр Lens Flare можно и сразу к основному слою Background, как и сделал бы любой начинающий, мы пойдем по тропе профессионалов. Создадим новый слой, щелкнув мышкой по кнопке с чистым листом бумаги, находящейся в палитре Layers.

Этот слой следует залить черным цветом. Если на слое не будет непрозрачных пикселов, Photoshop не даст воспользоваться фильтром Lens Flare. Черный же цвет выбран как нейтральный для того режима наложения слоев, который мы применим впоследствии. Чтобы быстро закрасить весь слой, если нет никаких масок и выделенных областей, достаточно нажать клавиши [Alt]+[Del] (закрашивают основным цветом) или [Ctrl]+[Del] (закрашивают фоновым цветом).

Оставаясь на новом, черном как ночь, слое, вызываем фильтр Lens Flare, обращаясь к нему через меню Filter/Render. "Приятная" особенность этого фильтра из стандартного комплекта Adobe Photoshop 4.0, которая для меня остается загадкой, это то, что в его окошке просмотра вы можете наблюдать лишь блики в объективе, но нельзя совместить их с картинкой, для которой они подбираются. Несмотря на оригинальность подхода к выбору местоположения источника засветки, подвесить солнце в нужном месте все же можно. Для этого придется немного потренироваться, отменяя действие фильтра и начиная заново.

Мне удалось попасть примерно туда, куда я хотел, раза с третьего. Указав центр источника засветки, надо подобрать остальные параметры. Их в фильтре Lens Flare всего два - интенсивность источника, задаваемая в процентах (0 - 300%), и тип виртуального объектива, определяющий число линз и их фокусное расстояние. Тип объектива, кстати, также задается фокусным расстоянием. Photoshop предлагает три объектива: телескопический с фокусом от 50 до 300 миллиметров, обычный 35-миллиметровый (таким комплектуется большинство любительских камер) и длиннофокусный 105-миллиметровый (также слабоватый для профи). Я выбрал 35-миллиметровый. Интенсивность источника немного увеличил, подняв ее до 140%, чтобы блики получились более впечатляющими. В целом настройка фильтра Lens Flare - дело вкуса и зависит от того, каким вы видите свой снимок в результате.

Нажав на кнопку ОК, применяем спецэффект к черному слою. Как я уже упоминал, надо подобрать подходящий режим наложения пикселов, чтобы сложить оба слоя. Список режимов только кажется длинным, на самом деле в нем обычно удается найти всего один, который подходит для поставленной задачи. В принципе, саму задачу лучше ставить с учетом имеющихся возможностей, так что режимы наложения полезно зазубрить наизусть.

Нам следует применить "деление" слоев (режим Screen). В этом случае исходный, то есть взятый с нижнего слоя, цвет "делится" на вносимый, то есть полученный с активного слоя. Черный цвет, как единица, не влияет на результат вычисления нового цвета. Остальные вносимые цвета приводят к осветлению результирующих пикселов, поэтому блики от линз и ореол вокруг солнца в результате всегда окажутся светлее, чем фотография.

Включив наложение слоев, посмотрим, где оказалось наше солнце. Почти на месте. Разве что чуть левее его сдвинуть стоит. Вот тут и сказывается преимущество введения нового слоя, вместо того чтобы делать все на одном Background. Передвинуть введенный слой ничего не стоит, исходная картинка при этом ни в коем случае не будет повреждена, так что можно действовать совершенно спокойно.

Как видите, закрашивание слоя далеко не всегда равнозначно закрашиванию картинки. С учетом режимов наложения пикселов можно использовать в "технологических" нуждах так называемые нейтральные цвета, которые не модифицируют результирующую картинку. Как будто эти пикселы просто прозрачны.

Тут должна появиться радуга  

Если прошел хороший дождь и выглянуло солнце, то велики шансы увидеть одно из самых красивых оптических атмосферных явлений - радугу. Разложение лучей солнца в спектр на микроскопических капельках воды... Как это нарисовать, если на фотографии радуги нет? Да, повозиться придется дольше, чем в предыдущем случае, но зато и новых приемов вы узнаете больше. Сначала надо определиться с композицией. Мне кажется, что на выбранном пейзаже радуга будет эффектно смотреться, если возникнет в правом нижнем углу и дугой поднимется к верхнему левому. Так и будем рисовать.

Угадайте, какое будет первое действие? Естественно, создаем новый слой. Назовем его Rainbow. Кстати, чтобы переименовать слой, надо дважды щелкнуть мышкой по его названию в палитре Layers. Однако рисовать пока рано. Надо сначала подготовить инструменты. Радугу можно получить, воспользовавшись градиентной заливкой (Gradient Tool). В 4-й версии Photoshop появилась возможность произвольно настроить тип заливки, отказавшись от примитивной растяжки "от цвета к фону".

Чтобы создать радужную заливку, дважды щелкнем мышкой по кнопке инструмента Gradient Tool в палитре инструментов, открыв таким образом палитру его свойств. В этой палитре есть кнопка Edit, которая и вызывает окно редактора типов растяжек. Нажимаю.

Ага, создателями Photoshop уже заготовлена куча типовых растяжек, которые рекомендую просмотреть прежде, чем браться за создание новой - вдруг уже есть более или менее подходящая. Вот и сейчас, пролистав список почти до конца, я обнаружил растяжку Transparent Rainbow ("прозрачная радуга"), которая почти подходит. Не требуется только прозрачность, да стоит немного расширить одни участки спектра, поджав при этом другие. Не спешите править стандартную растяжку, сначала сдублируйте ее кнопкой Duplicate и дайте новое имя. Пусть стандартные растяжки остаются в целости и сохранности.

Схема работы с редактором растяжек простая. Выбираете мышкой маркер (новый маркер устанавливается щелчком под шкалой растяжки), его положение регулируете, перетягивая мышкой влево или вправо, при этом точное значение выводится в поле Location, где его можно набрать с клавиатуры. Чтобы изменить цвет маркера, надо щелкнуть мышкой по полю с образцом цвета - такая же процедура, как в палитре инструментов для основного и фонового цветов. В редакторе растяжек предусмотрены режим изменения цветов (Color) и режим изменения прозрачности (Transparency). Действия в обоих выполняются одинаковые.

Ну ладно. В общем, я немного изменил стандартную растяжку Transparent Rainbow, сделав на ее основе растяжку Rainbow, из которой убрал прозрачность и расширил середину спектра за счет цветов на его концах. Растяжка готова. Пора ее использовать.

На слое Rainbow надо нарисовать не слишком широкую линию с продольной спектральной окраской. Для этого инструментом Marquee Tool поперек картинки на всю ее ширину выделяю прямоугольную область. Выделенную область (проверьте, на каком слое сейчас рисуете) следует залить подготовленной растяжкой Rainbow сверху вниз. Это несложно, область не слишком узкая, надо только следить, чтобы начальная и конечная точки растяжки были внутри размеченного прямоугольника и как можно ближе к его границе.

Так, вот уже получилось что-то, претендующее на то, чтобы называться радугой. Но пока она имеет форму полена. Надо выгнуть радугу дугой, а в Photoshop в меню Layers Transform нет таких средств. Следовательно, требуется творческий подход.

В принципе, есть фильтр, выгибающий картинку, но только в горизонтальном направлении. А нам предстоит выгнуть радугу по вертикали. Как быть? Да проще простого. Надо повернуть окно боком. Делается это с помощью команды Image/Rotate Canvas/90° CW. То есть "повернуть изображение вместе с холстом на 90° по часовой стрелке". Против часовой будет "90° CCW".

Развернув компьютерный "холст" так, чтобы было удобнее, вызываем фильтр Shear через меню Filter/Distort. Чтобы изогнуть картинку, надо потянуть за ее осевую линию, проведенную в поле редактирования окна спецэффекта Shear. Этот фильтр дает возможность сделать не один, а много изгибов или волн произвольной формы. Нам требуется самое простое - немного сдвинуть вправо среднюю точку на осевой линии. Если, впрочем, вам понадобятся дополнительные опорные точки, просто укажите любое место на осевой линии и потяните - программа сразу добавит там точку.

Выгнув радугу с помощью фильтра Shear, работающего только в горизонтальном направлении, повернем картинку в исходное положение командой Image/Rotate Canvas/90є CСW. Очевидно, что трансформация радуги на этом не закончена.

Чтобы придать ей то положение, которое я выбрал в самом начале, дугу требуется повернуть по часовой стрелке градусов на 30 - 40, после чего дотянуть ее концы до края картинки. Маленькая хитрость. Когда выполняешь подобные манипуляции, удобно уменьшить масштаб картинки на экране, оставив вокруг нее поля в рабочем окне. Масштаб уменьшаем клавишами [Ctrl]+[-], сразу нажимаем клавиши [Ctrl]+[Т], что аналогично команде меню Layer/Free Transform. Когда радуга займет нужное положение, дважды щелкните мышкой, чтобы выйти из режима трансформации, и увеличьте масштаб клавишами [Ctrl]+[+].

Ладно, радугу повернули, но теперь ее правый конец вылез на передний план, заслонив кусты и телефонный столб у дороги. Вы видели когда-нибудь радугу вблизи? Думаю, что нет. Значит, надо ее перенести на второй план. Но как это сделать, когда слой Rainbow лежит поверх фонового Background и по определению перекрывает его? Есть три варианта решения проблемы. Во-первых, можно вынести часть фотографии - передний план - на слой выше Rainbow. Для этого придется скопировать Background на новый слой и удалить на нем все, кроме столба и ближних кустов. Метод неэкономный по памяти и излишне трудоемкий. Во-вторых, можно прямо на слое Rainbow стиркой стереть пикселы, лежащие над передним планом фотографии. Но тогда радугу уже не передвинешь, если что-то не понравится. Выбираю третий способ - добавить к слою Rainbow маску, которая и защитит передний план фотографии.

Маску лучше всего нарисовать карандашом в режиме Quick Mask. Но сначала необходимо перейти на слой Background и отключить в палитре Layers отображение на экране слоя Rainbow. Перед рисованием рекомендую увеличить изображение до 200 - 300%. Прорисовывать провода, прочие мелкие элементы и сверхточно обводить контуры не требуется.

Закончив рисование маски, выходим из режима Quick Mask, нажав клавишу [Q]. Теперь на основе выделенной области надо создать маску прозрачности для слоя Rainbow. Активизируем его в палитре Layers и вызываем меню Layer/Add Layer Mask. Так как выделенная область охватывает всю картинку за вычетом переднего плана, для его защиты выбираем команду Reveal Selection ("открыть выделенное"). Маска готова, теперь столб и кусты не перекрываются радугой.

Но радуга должна быть прозрачной и не такой четкой. Размываем ее фильтром Gaussian Blur; устанавливаемый в нем радиус зависит от разрешения и размеров картинки. Я воспользовался величиной в 4 пиксела. Обратите внимание, что фильтр размывает и маску, ее контуры становятся мягче, что хорошо, но если столб снова пропадет за радугой, придется подправить маску. Достать ее для редактирования можно в палитре Channels, где она названа каналом #4.

Размытая радуга стала более похожей на настоящую, однако и это еще не все. В природе радуга совсем прозрачна и светлее остальных предметов, включая и небо. Доводя работу до конца, изменим непрозрачность слоя Rainbow, уменьшив ее, как минимум, до 50%.

Чтобы радуга стала светлее окружающей картинки, воспользуемся, как и в предыдущем примере, наложением слоев с делением - режимом Screen. Но если в примере с солнцем мы использовали нейтральный для Screen черный цвет, то теперь обошлись без него. Как ни крути, прозрачные точки останутся прозрачными при любом режиме наложения пикселов.

Радуга готова. К сожалению, в газете не видно, насколько она удалась. Если вы захотите посмотреть на плоды моих трудов в цвете, загляните на Web-сайт "Компьютерной газеты" ( www.nestor.minsk.by/kg ). Там вы найдете не только цветные копии экранов, но и заархивированные рабочие файлы в формате Photoshop - sunshine.arj и rainbow.arj .

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1997 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета