Туризм реальный и виртуальный

После тяги поесть, поспать и продолжить род самым сильным желанием человека является стремление к перемене мест. Надоедает как-то каждый день одно и то же. Переполненный транспорт. Унылые улицы. Толпа в продовольственных магазинах после окончания рабочего дня. Как все это раздражает! Как хочется красоты, радости и беззаботности! Пусть на время. Потом можно опять в будни с новыми силами.

Одно плохо - времени, как всегда, в обрез. Хорошо буржуям. Достаточно позвонить по телефону, и толпа агентов из туристических фирм просто в лепешку расшибется, но постарается придумать для вас что-нибудь эдакое. Причем с доставкой на дом. Вам останется лишь выбрать и оплатить. К сожалению, временные трудности с подобным сервисом в нашей стране катастрофически затянулись и перешли в разряд хронических. Если кто к вам и приедет, то стоить это будет столько, что хватит на поездку в Сан-Сити всем подъездом. В этой стране все, что у нормальных людей воспринимается как должное, относится к категории "эксклюзив" с соответствующими особенностями. Чаще всего только в цене... Вот и выходит, что правы были Ильф с Петровым. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Если десять лет назад такие слова воспринимались с мрачным юмором фаталиста, то сегодня обстановка изменилась кардинально. Сквозь таможенные барьеры, политические дрязги и экономический хаос в нашу страну пробилась Интернет. Достаточно иметь компьютер и модем, чтобы для вас само понятие расстояний и границ стало довольно отвлеченным.

Итак, вот-вот отпуск, а куда рвануть, не совсем понятно. Крым, как бывшая всесоюзная здравница, отпадает. Народу много, места мало. Сервиса нет вообще. Плюс крайне упадочное состояние медицинского обеспечения. Словом, не годится. Зато множество туристических агентств наперебой предлагают заманчивые дали. Афины. Анталия. Кейптаун. Таиланд. Тринидад и Тобаго. Весь мир у ваших ног. Только ведь эти самые ноги дальше дачного участка не ходили, а посему опасаются. Хорошо профессиональным путешественникам. Языков знают множество. Опыт поездок широченный. При такой подготовке любая страна почти как своя. А как быть простому первопроходцу? Вот тут-то и может пригодиться Всемирная Паутина, которая Web. В ней действительно есть все. И не только про компьютеры. Достаточно короткое путешествие по Большой Сети может не только прояснить обстановку для обоснованного выбора, но и подготовить к возможным неожиданностям. В собственном городе вы легко ориентируетесь потому, что неоднократно исходили его вдоль и поперек. Знаете, что где лежит. Как, куда и чем добраться. Вы - местный и, возможно, способны прочитать обширную лекцию про свой город. А как тяжело в нем ориентироваться приезжему. Сами же видели этих потерянных людей, пытающихся выспросить у прохожих хоть сколько-нибудь толковый совет. Так вот, чтобы не оказаться на их месте где-нибудь на другом конце земли, есть смысл потратить пару вечеров на поход в киберпространство. Уверяю вас, больше не понадобится. И не стоит шарахаться от языкового барьера. Он, конечно, существует, но далеко не такой высокий, как вам может показаться, и очень даже преодолимый.

Если вы впервые вошли в on-line и даже в общих чертах не представляете, с чего начать, то стоит набрать адрес www.rocit.ru/ - это поисковый сервер "Русский Интернет". Уже из его названия видно, что он именно русский и беспокоиться не о чем. В поле запроса наберите "туризм" и смело нажимайте ввод. Через некоторое, обычно довольно короткое, время сервер скажет, что на ваш вопрос есть столько-то ответов (мне сказал, что 40) и выдаст их на экран с краткими пояснениями, что за каждым кроется. Выбирайте наиболее вам приглянувшийся и... путешествие в киберпространстве началось.

Собственно, кроме "Русского Интернета" для поиска вполне подходят и другие русскоязычные узлы Сети. Например, www.infoart.ru, или www.stars.ru, или вообще любой другой информационный узел. Если ваши познания в английском позволяют хотя бы поверхностно понять письменный английский, то, кроме русских поисковых служб, имеет смысл обратиться в международные конторы, такие как Yahoo ( www.yahoo.com ) или AltaVista ( www.altavista.com ). Все они совершенно бесплатны и не требуют регистрации. Понятно, что объем хранящейся у них информации значительно превосходит все, чем пока богаты русскоязычные ресурсы.

Только будьте готовы к тому, что на слишком обтекаемый вопрос виртуальный справочник может дать совершенно общий ответ. Так, слово "туризм" в Yahoo употребляется в 11,983 документах по 1,172 категориям. Поэтому, особенно в буржуйских службах, для повышения информативности ответа имеет смысл задавать более конкретный вопрос. Например, "туризм" и "Греция" одновременно через пробел. Тогда из всего множества материалов будет выбрано только то, что подходит под оба слова, а это значительно меньше. В итоге вам не придется бродить среди финансовых отчетов туристических фирм или отбиваться от назойливого крика какой-нибудь общественной комиссии по вопросам пристойного поведения в туристических поездках и длительных командировках. Что вы смеетесь? Мне довелось наткнуться в Манчестере (Великобритания) на страницу, где высокоморальные пожилые члены добровольного собрания пропагандировали здоровый образ жизни и хаяли нынешнюю распущенность нравов. Со статистическими выкладками, графиками и итогами опросов общественного мнения.

Из множества предложенных адресов лучше всего выбирать места с наибольшим скоплением всяких пояснений и рекомендаций, а страницы туристических фирм оставлять напоследок. Почему - скажу позже.

Чем объемнее сервер туристических новостей, тем лучше. Обычно в таких местах, кроме как о собственно туризме, написано много полезного про сами страны, которые можно посетить. Возьмем, к примеру, www.tours.ru/rmain.htm . Это страница с романтическим названием "Сто дорог" очень типичная для своей категории. Тут можно найти описание различных стран. Какая где валюта и сколько это будет к доллару. Есть ли возможность найти недорогую гостиницу и как это сделать. Сколько чаевых обычно берут официанты. И прочие полезные мелочи. Если вы ни разу не были в Греции (в которой все есть), то по адресу www.tours.ru/arimtour.htm сайта "Сто дорог" вы узнаете массу интересного, что поможет легче ориентироваться на местности, когда вы туда попадете. Во любом случае не попадете впросак, если кто-нибудь попробует воспользоваться тем, что вы приезжий.

Лично для меня всегда наибольшую трудность представляли меню. Если спросить, как пройти, можно и на пальцах (во всяком случае, в Германии три года назад мы очень даже прекрасно самостоятельно провели время, совершенно не владея немецким), то объяснить официанту с помощью жестов, что хочешь откушать свиную отбивную с жареной картошкой, довольно проблемно. Просто тыкать пальцем в меню, надеясь на удачу, рискованно, особенно в странах с оригинальной кухней. Могут ведь и печеное "ласточкино гнездо" принести или нечто еще менее приемлемое. Так вот www.tours.ru/arimtour.htm поможет слегка сориентироваться и в этом многотрудном вопросе, хотя бы в той же Греции. Ну где вы еще узнаете, что по-гречески "гликос" - это очень сладкий кофе? То же, но с умеренным количеством сахара, уже называется "метриос", а вообще без сахара - "скетос".

Очень хорошо сделан сервер "Паганель" ( www.ptt.ru/home.htm ). Кроме общих описаний на этой чудесно оформленной странице собраны адреса туристических фирм. Электронные адреса, конечно.

Теперь настала их очередь. Когда вы более или менее подковались по общим вопросам, можно задуматься и над более практическими. Ехать дикарем, как в Гурзуф в былые годы, или подыскать турфирму и взвалить все хлопоты на чужие плечи? Тут уж дело вкуса, но в любом случае уходить из Интернет пока еще рано.

Если комфорт - главный приоритет в вашей жизни, то туристические агентства - это то, что надо. Сеть буквально переполнена ими, ибо туризм в мире не менее прибылен, чем торговля автомобилями. Вам предстоит решить серьезную задачу, услугами чьей конторы воспользоваться. Можно своей, местной, а можно и в тамошнюю обратиться. Чаще всего зарубежные агентства позволяют бронировать тур без оплаты с подтверждением за несколько дней (точный срок может варьироваться). В последнем случае вас могут встретить в аэропорту, довезти до офиса и уже там закончить с формальностями. Так что строго держаться только за своих необязательно.

В качестве примера стоит сходить на www.ptt.ru/home.htm - страницу фирмы "Кругозор". Это все равно, что, сидя у них в офисе, глянцевые буклеты листать. Перечень туров, их маршруты, цены (и из чего они складываются), расписание поездки, характеристики гостиниц и комфортность транспорта (если входит в комплекс услуг)... Самая полная информация. Только вот посещение офиса может полдня занять, а то же, но в киберпространстве, не более двадцати-тридцати минут. Самая наглядная экономия времени и, следовательно, денег. И дело тут совсем не в конкретной конторе, а в принципе. Пока пишу эти строки, я уже успел выяснить подробности ВСЕХ туров, предложенных "Кругозором". Да еще и по другим местам прошелся... В том числе и на www.ptt.ru/travel/cruise.htm - сайте фирмы "Американские каникулы" - побывал.

Если же вы с самого рождения питаете стойкое недоверие к доморощенным коммерсантам, то можно и к буржуям сходить. На www.goldshap.is.co.il . Эта израильская компания специализируется на санаторном туризме. Мертвое море. Лечебный климат. Целебные грязи. В остальном - как всегда. Включая демонстрацию расценок, фотографии номеров, виды пляжей и показы медицинского оборудования. Ну а возможность дистанционного оформления заказа присутствует по умолчанию. Господа, вы же в киберпространстве! Оно для этого и существует.

Потом, когда выбрана страна, маршрут и в первом приближении фирма, стоит проверить целесообразность и обоснованность предложенных расценок. Для этого существуют обзорные серверы. Их содержат и заполняют все кто угодно. Студенты и бизнесмены. Школьники и органы власти. Основная задача этих творений - наиболее подробно рассказать о своей стране, своей провинции или своем городе. Очень часто можно совершить большое увлекательное путешествие, вообще не вставая из-за стола. Цветные фотографии. Карты. Посещение музеев и других интересных мест. С подробными рассказами искусствоведов. С развернутыми историческими справками. И, что самое интересное, бесплатно, хотя там, в настоящем музее, за вход берется плата (правда, чаще всего мизерная, в пределах пяти долларов), а экскурсионное обслуживание тянет на солидную сумму. Парадокс! Как это выглядит? Сходите на www.trabel.com/index.htm и прогуляйтесь по Бельгии. К вашим услугам практически все. Интерактивная карта. Общий обзор. Валюта. Банки. Аэропорты. Фирмы проката автомобилей. Описания типичных бельгийских продуктов. Опера. Парки и музеи. Резервирование гостиниц. Полная картина страны. Прогуляться по такой странице почти то же самое, что съездить туда на самом деле. Если нет других вариантов.

Или солнечная Греция, www.travel-greece.com/travel.html . Правда, в отличие от Бельгии, тут и территории побольше, и всяких интересных мест - как собак нерезаных. Все-таки колыбель цивилизации, как-никак. Каждый камень может иметь многовековую историю...

Во время этих киберпутешествий можно узнать практически все. Стоимость проезда в общественном транспорте и расценки такси. Время работы музеев и условия предоставления скидок. Когда моя жена собиралась в Афины, за четыре часа путешествия в Сети я узнал об этом городе на несколько порядков больше, чем за всю свою жизнь. Даже удалось найти страницы национальной службы погоды с прогнозами на ближайшие десять дней и спутниковыми картами! Я уже не говорю про то, что во время этого краткого путешествия я смог выяснить кое-какие тонкости про гостиницу, в которой должна остановиться тургруппа, и про расценки в ресторане этого отеля. Сидя дома и попивая холодное пиво.

А напоследок стоит упомянуть про такую приятную вещь, как рассказы путешественника. Так хочется узнать у прибывшего, как ему съездилось, что запомнилось. Какие там люди и чем они отличаются от нас. То есть то, что, на первый взгляд, может дать только личное общение, а не безликий компьютер, стоящий черт те где. Так вот, вы сильно ошибаетесь. Очень многие из туристов стремятся поделиться своими впечатлениями не только со знакомыми людьми, а и вообще со всеми желающими.

Таких мест в Сети очень много. Их авторы - студенты и школьники, учителя и спортсмены. Самые разные люди из самых разных стран путешествуют по свету и рассказывают о том, что из этого получается. Конечно, представленные, например, на www.nicetour.ru/imp/index.html записки не претендуют на литературный стиль и не являются полным обзором по Турции. Это обрывочные воспоминания о двухнедельном отдыхе на анталийском побережье в июне 1996 года, а также избранные места из писем. Вопросы и уточнения принимаются и получают здесь свое отражение. Более чем яркие впечатления самого путешественника. Очень интересные и, на мой взгляд, полезные для осмысленного выбора вида отдыха, его насыщенности, географии и, естественно, стоимости. С фотографиями и прочими наглядностями.

Собственно, сама Интернет имеет достаточно отдаленное отношение к путешествиям. Примерно как грузовики к бананам. Без транспорта бананов в Минске не будет, но сами-то бананы и без грузовиков на пальмах растут. Так и Большая Сеть позволяет значительно облегчить жизнь не только программистам, а и людям, на первый взгляд, совершенно не связанным с вычислительной техникой. Разве что иногда играющим на компьютере.

Если что-то показалось чересчур запутанным - пишите. Учтем. Особенно будем благодарны за предложение тем для последующих обзоров практического применения Интернет.

P.S. Пока писалась эта статья и мой компьютер путешествовал от ссылки к ссылке, я понял, что, когда выпадет следующий отпуск, постараюсь съездить именно на Майорку. При этом остановлюсь в конкретном отеле. И даже уже знаю, что закажу у них в ресторане в самый первый день. Если получится, конечно...

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1997 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета