О грустном — так о грустном

О грустном - так о грустном

Все плохо в нашем Отечестве. Абсолютно безграмотные пользователи работают на совершенно безликих компьютерах, собранных в сырых и темных подвалах. Начальники всех мастей и рангов готовы удавиться даже за копейку. Не говоря уже о расходах на обучение персонала.

Любой торговец относится к покупателям, как экипаж парусника "Мэйфлауэр" к американским индейцам: "Эй, краснокожий! Шкура буйвол давай, да! Есть много огненной воды и играющих камешков - это хороший бузинес. Соглашайся! Винду дам, хардов отсыплю, флоп поставлю!" По улицам шныряют вольные стрелки, способные по сходной цене собрать даже луноход - любые детали самостоятельно добудут. Над всем этим хаосом гигантским мрачным исполином возвышается громадина министерства связи. Называется - Пик монополии. Густая черная тень безысходности покрывает страну. Выхода нет. Родина не ценит своих героев. Остается линять. И чем быстрее, тем дальше...

Так или почти так говорится в большинстве статей на тему реалий окружающей действительности. Поиски какой-либо логики в них - дело абсолютно безнадежное. Все кругом плохо. Плохо, что ходят пешком. И плохо, что ездят в автомобилях. Плохо, что едят мясо. И плохо, что не едят. И вообще: почему без шапки?! Эмоции. Эмоции. А что кроме них? Что, собственно, "не так" в окружающей жизни? История всегда наплевательски относилась к эмоциям. Когда в Англии овцы съедали крестьян (в переносном смысле), последним это не слишком нравилось. Родимые огороды под пастбища отдавать?! Только законы экономики оказались сильнее. Упрямые они, эти законы. Даже то, что творилось на одной шестой суши, им нисколько не противоречило. И сейчас не противоречит. Это как таблица умножения.

Так вот, конкретное приложение этой злосчастной таблицы к условиям нашей страны и приводит к унылой действительности, от которой становится так грустно.

Если же спуститься с небес на грешную землю, то придется честно признать: предложение может родить спрос, но крайне редко. Обычно происходит обратное. В восемьдесят пятом году сюда хлынул поток первых компьютеров. Кто помнит, что тогда везли? Вот-вот, рухлядь всякую, б/у. Неходовые ошибки вычислительной природы. И местный рынок все это потреблял! Вагонами! Еще в восемьдесят восьмом году персональные компьютеры считались биржевым товаром! Как зерно! Как кофе или шерсть! Если не забывать собственную ближайшую историю, то налицо значительное повышение общего образовательного уровня потенциальных и реальных потребителей, что не может не радовать.

Правда, были и обратные перекосы. Наевшись всякого, как бы точнее выразиться... самого дешевого ширпотреба, массы по старой привычке попробовали броситься в другую крайность. За товар считалось только нечто сугубо hi-end'овское. Каждый стремился возомнить себя NASA или Библиотекой конгресса США. С соответствующими запросами и аналогичным бюджетом. Правда, колонка под скромным именем "цена" отрезвила не хуже пачки "Эндрюс Ансвера" с "Алкозельцером". При средней американской зарплате в три-четыре "штуки зеленых" одна тысяча триста девяносто девять ю-эс-дэ за приличный PC с достойной родословной - это две трудовые недели. Столько же, но в Минске, - это пятьдесят шесть недель, то есть более года без еды, воды, квартплаты, развлечений и одежды. Поэтому скромные три процента продаж нашей фирмы, приходящиеся на частных лиц, это весьма приличный показатель. Больше и не может быть. Деньги есть только у предприятий. Они и определяют основные требования к вычислительной технике. Кто платит, тот и музыку заказывает. Выбирая мелодии на собственный вкус, а о вкусах не спорят. Во всяком случае, о чужих.

Росло количество всяких там ООО, ЗАО, ПКФ, НПО и прочих ЧП - бурно развивался весь рынок в целом. Седьмой вал покупок компьютеризированных радиоконструкторов, поднятый крушением Берлинской стены, мгновенно схлынул. Государственные предприятия, те, что покрупнее, свои капиталы широким жестом плеснули и опешили. Во дела! А компьютеры-то совершенно бесполезная вещь для местной экономики. Пользы никакой. Морока одна. Да растление персонала всякой игрушечной заразой. И только пусть мутный и не всегда кристально чистый, но, несомненно, бурный поток покупок от новых негосударственных предприятий спас возникший рынок от окончательного пересыхания. И именно частники смогли оценить по достоинству преимущества персонального компьютера.

Однако наивно надеяться, что произойдет чудо и новые "русские-беларусы-литовцы-чечены-кавказцы-и-их-аналоги" мгновенно дорастут до необходимости создания хранилищ данных, виртуальных банков или единой intra-сети с централизованным управлением (например, между пятью киосками на Комаровке, одним складским ангаром в Минск-2, бригадой "крыши" и квартирой большого босса). И что они с этой сетью делать будут? Нарисуют новый Doom'овский персонаж с противной внешностью, назовут налоговым инспектором и самозабвенно начнут его гонять по квэйковским коридорам? Да и то, скорее всего, если такую сеть некий добрый дядя на халяву даст. В противном случае ни одного цента не потратят. Ибо сие есть блажь, а не неотложная насущность.

Может быть, и нет в родных пенатах великих мастеров (как бригад, так и одиночек), способных "системно интегрировать" крупное предприятие. Может быть. Только покажите сначала хотя бы пяток таких "крупных" предприятий, у которых и потребность в "интеграции" есть, и деньги на нее. Последний из мне известных случаев в этой области произошел на тридцать втором заводе в девяносто пятом году. Но и там дальше разговоров о намерениях дело не пошло. Начальство решило, что на такие глупости денег нет и не будет. Вот и вся "интеграция". Более чем уверен: как только потребность в глобальных проектах возникнет не как идея сама по себе, а в компании с соответствующими финансовыми возможностями, то и мастера найдутся. Не боги горшки обжигают. Любой именитый специалист, как из "цивилизованного мира", так и из Москвы, тоже с чего-то начинал...

Между прочим, треклятая таблица умножения косвенно признается даже убежденными пессимистами. Я на днях прочел: "компьютеры brandname, пересекая несколько границ (особенно нашу), в своей цене содержат больше всего налогов и накладных расходов". Как точно, емко и, что самое главное, метко сказано! Простите, а при чем тут продавцы? Понимаю, самый простой способ прекратить поступление плохих вестей - перевешать всех гонцов. Однако сами плохие новости от этого не пропадут. Слава Богу, мир стал чуточку теснее, и свежим сегодня считается иностранный журнал максимум месячной давности, а не пятилетней. Так вот. Сравните цены на массовую вычислительную технику в США и в Минске. Я даже торговые марки называть не буду. Для чистоты эксперимента - во-первых. И потому, что за пределами своего города или графства они абсолютно не известны - во-вторых. Это те самые аналоги продукции наших "местных производителей". Сравните цены и конфигурации. Иногда они совпадают до последнего бакса. Дело в том, что комплектующие к компьютерам во всем мире стоят одинаково, ибо происходят из одних и тех же мест. Вот только толщина покупательских кошельков в разных местах разная. Самые тонкие кошельки - у нас. Вот это действительно печально.

Что касается конфигураций, то "сто долларов" - всегда "сто долларов". Не мы, бывшие гомо-советикус, от фатальной нищеты изобрели "местную сборку". Она была известна еще задолго до крушения социализма. Автозавод в Тольятти знаете? Самый наглядный пример местного производства "Фиатов" для государственных нужд. Позже провели "импортозамещение" и получилась "Лада", которую упорно именуют чисто российским автомобилем.

С другой стороны, а что больше нужно-то? Восьмипроцессорные серверы? Нет проблем! Позвоните, а лучше зайдите к нам в офис и оформите заказ. Телефон 266-15-16. Вот только далеко не всем они нужны, эти восьмифрикционные цифромолотилки. Подавляющее большинство заказчиков не выходит по потребностям за пределы обыкновенного офиса от Microsoft. Текстик набрать. Табличку оформить. И это абсолютно нормально. Именно для таких задач персональный компьютер и создавался. Музыка. Мультимедиа. Живое видео. Серверные навороты появились значительно позже. Прошу заметить, в основном благодаря стараниям отдельных фанатиков, искавших, куда бы еще сие чудо техники приспособить. Все разговоры про оптимальность, балансы и извращения касаемо многострадальной РС'ишки напоминают общение богемы перед черным квадратом Малевича. Или поиски черной кошки в темной комнате, когда ее там нет.

О какой сбалансированности конфигураций, о какой их оптимальности можно вообще говорить, если все они избыточны. Если Pentium Pro лучше просто Pentium'а, а Pentium круче 486DX66, то потому, что компания Intel просто вынуждена впихивать клиентам все новые и новые кристаллы. Ведь до абсурда дошло. Срок технического старения любого компьютера составляет десять лет, а морального - три года. Это означает, что каждые три-четыре года каждый владелец компьютера выбрасывает совершенно исправный процессор и заменяет его новым. А каждые пять лет происходит смена стандарта шины... Значит, надо дополнительно менять абсолютно работоспособную "мать".

У меня сегодня самую большую головную боль вызывают не малограмотные самодуры, а мои собственные клиенты, купившие компьютер "Юнилэб" года полтора назад. Многие из них постепенно превращают меня в параноика. Установленный у них контроллер ввода/вывода стоит копейки. Пять, максимум семь долларов. Но их уже давно не делают. Свернули производство. Перешли на новые конструкции материнских плат с повышенной интеграцией. Гениально! Забота о потребителе налицо.

Только поломка пятидолларовой платы размером с три пачки сигарет приведет практически к полной переборке всего компьютера. Замена "мамы" вынуждает переходить на Pentium или его аналог, ибо 486-ые в любом проявлении уже тоже архаизм! Тут же предстоит заменить память. Новые платы используют иной конструктив, а переходники стоят столько же, сколько и SIMM'ы. В итоге несчастные пять баксов превращаются в счет со многими нулями. Все бы ничего. Одна беда - потребности в вычислительной мощности-то не изменились. Такими темпами в недалеком будущем обзаведемся "крэями" для полноценной игры в тетрис.

Вот и появляются пресловутые "несбалансированные" Pentium'ы - как итог борьбы предложения с отсутствием потребности. Кому нужно это новомодное компактное кладбище транзисторов на букву "П", если все необходимые и достаточные задачи работают исключительно под DOS и с вполне удовлетворительной производительностью? Вот и не торопятся выгребать со складов двухпроцессорные серверы. Это вам не новое зубило. Его еще необходимо достойной работой загрузить. А где ее взять, если и одного процессора много? Да и, по большому счету, чаще всего дополнительная вычислительная мощность съедается не новым пакетом, а новой операционной системой. Зачастую без всякого видимого эффекта. Во всяком случае, Win'95 не настолько превосходит достоинствами Win'3.11, насколько обгоняет в аппетите. Да и возможность ручного рисования таблиц в Word'97 не столь уж жизненно необходимая функция. Хотя весьма полезная. Но не за пятьдесят дополнительных мегабайт дискового пространства! И вообще, не кажется ли уважаемым донам, что кое-кто в семейке WIntel явно передергивает карты? Во всяком случае, мы, потребители, слишком часто оказываемся в проигрыше. Особенно по деньгам.

И квалификация пользователей, или, как их называли в былые времена, операторов ЭВМ, тут совершенно ни при чем. Уточните, пожалуйста, на какие надобности предполагается потратить десять-пятнадцать тысяч долларов в год на один компьютер. На обучение секретаря-машинистки? Курсы машинописи и делопроизводства стоят так дорого? Или бухгалтер, кроме бухгалтерии, еще должен владеть языком программирования, системой управления базами данных и азами твердотельного моделирования? Еще мой отец говорил: что выучишь - за плечами не носить. И я с ним совершенно согласен. С небольшой поправкой - сам выучишь. Добровольно и самостоятельно. Иначе перечень обязательных базовых знаний разрастется (надо знать и медицину, ибо мы все болеем, и строительное дело - каждый в ремонтах участвовал, и автодело - каждый пешеход мечтает стать автовладельцем, и т.п.) до абсурда. Если кого-нибудь конкретно и тянет самосовершенствоваться - дело святое. Однако нежелание руководителей предприятий и организаций платить за это также вполне понятно. Хотите расти профессионально - дело одно. Хотите просто расти - дело совершенно другое.

И вообще, почему, собственно, мерилом просвещенности общества должен быть именно компьютер? Почему не педиатрия или восточные единоборства? Надеюсь, не подлежит доказательству необходимость профессиональной специализации. Между прочим, добротные кожаные ботинки, которые мы носим, тоже являются результатом чьего-то профессионализма. Высокие достижения в изготовлении обуви тоже требовали тысяч часов на обучение, на шлифовку профессиональных навыков, на овладение различными инструментами. Следовательно, сапожники также вправе возмущаться окружающей действительностью. Их ботинки носят абсолютно ограниченные потребители. За обувью не ухаживают. На всякие кремы/пасты/щетки денег жалеют. Достойной цены за добротную высокопрофессиональную ручную работу тоже не дают. Еще возмущаются - почему так дорого?! Оно того не стоит!!! Так давайте решим проблему кардинально. Обяжем каждого самостоятельно себя обеспечивать. Самому пахать, сеять, выращивать, заготавливать, перерабатывать, строить, красить, шить и т.д. и т.п. Однако это мы уже проходили. Больше семидесяти лет. С семнадцатого года по восемьдесят пятый. Только время и ресурсы зря потратили и все равно опять пришли к специализации. Видимо, специализация, то есть профессионализм в узкой области при средних знаниях по остальным вопросам, является одним из основополагающих элементов экономической таблицы умножения.

Internet опять же. Кому в Беларуси она нужна, кроме ученых и компьютерщиков? Сомневаюсь, что ради возможности удаленного посещения Лувра или прочтения нового рецепта ванильного мороженого нормальный человек станет тратить последние деньги на персоналку с модемом и отдавать пару приличных кроссовок (те же сорок долларов) за подключение к on-line, а потом платить по три доллара за каждый час путешествия в киберпространстве. Дело не в ограниченности нашего населения. Дело в нищете. Нищете финансовой. Подавляющее большинство вынуждено на собственном питании экономить! На одежде. Обуви. А вы про три бакса в час на развлечения. С таким же успехом можно агитировать за пожертвования на возведение садов на Марсе.

Если исключить такие области применения "всемирной паутины", как электронная почта, обновление софта, киберторговля и статистика, представляющие интерес для строго определенных категорий населения, то остаются только развлечения. Увы, слишком дорогие и заумные для большинства наших потенциальных потребителей. А больше Internet ничем и не примечательна. И денег на ней не заработаешь. Именно на ней. На продаже услуг. Про виртуальные магазины и мечтать не стоит. Без серьезных и фундаментальных изменений в экономике все это останется просто красивой сказкой в стиле фэнтэзи.

По большому счету, мир, в котором мы живем, - это объективная реальность, это равновесие между всеми действующими в нем силами, условиями и ограничениями. Он может нравиться. Может не нравиться. Но он такой, какой есть. Наивно надеяться на кардинальное его улучшение в каком-либо одном узком направлении без общего изменения положения вещей. Так бывает только в сказках для младшего школьного возраста. Можно говорить лишь о своей роли в нем. Грустно лишь то, что изменения в нем происходят крайне медленно. А вопрос о лучшей доле или лучшем месте на земном шаре - вопрос риторический, то есть однозначного ответа не имеющий. Его каждый для себя решает сам. Это решение лежит значительно глубже области вычислительной техники вообще и ее применения в нашей стране в частности. Ни компьютеры с модемами, ни юзеры с Internet тут не играют решающей роли.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 1997 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета