О грустном

О грустном

Предоставленные самим себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. Прикладная мерфология (Из книги Артура Блоха, 1977 г.)

Все, кто интересуется компьютерами, просматривают компьютерную прессу. Кто-то чаще, кто-то реже. Даже не разбираясь в тонкостях ПК, многие просто хотят понять, разобраться в том, что же определяет качество компьютера и какие его компоненты будут добротными (необязательно самыми лучшими).

Если рассмотреть ситуацию на минском рынке, обратившись к изданиям, постоянно публикующим рекламные объявления и строчную рекламу, и проанализировать предложения по готовым системам и комплектующим, вырисовывается интересная картина. Объявления по brandname-компьютерам в последнее время встречаются реже, чем год назад. Компании-поставщики такой техники работают сегодня на достаточно специфическом "своем" рынке.

Очевидно, что компьютеров на базе процессоров 486 очень мало. Подавляющее большинство - это системы на основе Pentium. Вроде бы все в рамках мировых тенденций. Но если попытаться составить портрет современного белорусского ПК, то вырисовывается малоутешительная картина.

Средний портрет выглядит примерно так: безымянная видеоплата на наборе микросхем S3 Trio 64 либо V+ (порядком набившая оскомину), системные платы A-Trend с процессором Pentium 100 и 8 Мбайтами оперативной памяти.

A-Trend, возможно, и неплохие платы. В минимальной конфигурации. Однако при объеме памяти больше 16 Мбайт в некоторых моделях проблемы возникают. С функциями Plug & Play тоже не все гладко.

Корпуса minitower - о них легче порезаться, чем снять крышку. Чтобы установить туда что-нибудь дополнительно, действительно не обойтись без специалиста с длинными, тонкими и гибкими пальцами. Мониторы... с рукоятками регуляторов, интересными названиями и труднопроизносимыми именами производителей.

Да, да - это предложения местных сборщиков. Если появляется желание купить качественную машину за разумную цену (но не brandname), пускай даже не с PentiumPro, сталкиваешься с непреодолимыми трудностями. Компьютеры brandname, пересекая несколько границ (и особенно нашу), в своей цене содержат больше всего налогов и накладных расходов. (Местные сборщики, являясь "производителями", платят налогов куда меньше.) Самое печальное, что предлагаемые компьютеры в подавляющем большинстве не сбалансированы. Зачем, скажите, ставить Pentium на машину с оперативной памятью 8Мбайт? Львиная доля ПК навевает аналогию с "Запорожцем", в котором установлен двигатель от Formula I. Вычислительное устройство от Intel устанавливается как в самых "крутых" компьютерах, так и в самых похабных.

Похабных потому, что материнская плата чаще всего показывает результаты ниже средних, а элементарно согласовать подсистемы компьютера никто даже и не пытался. Еще более дико становится, когда узнаешь, что оперативную память на Pentium-машинах можно наращивать только парами. То есть, увеличив объем RAM до 16 Мбайт, приходится занять все свободные разъемы. И будьте уверены, что избавиться от модулей SIMM по 4 Мбайта без финансовых издержек не удастся. (И почему белорусские сборщики любят устанавливать именно 4-Мбайтные SIMM-модули?) Например, существует такое понятие - "компьютер для архитектуры". В Минске это будет "стандартный" ПК с видеоадаптером на S3 Trio, но с 2 Мбайтами видеопамяти. Компьютер для бухгалтерии - это то же самое, но с видеопамятью 1Мбайт. Более продвинутый пользователь для САПР попросит установить видеокарту Matrox, но начинка ПК будет та же. (Поэтому Matrox лучше купить отдельно и самостоятельно - так обойдется дешевле.) Складывается ситуация, когда купить без проблем можно только серую посредственность. Но даже эту серость заказчику иногда приходится ожидать от недели до двух.

Те, кто это предлагает То, что местные поставщики за последний год перешли от рекламы имени производителя видеокарты к сообщению названия набора микросхем, имеет несколько причин. Среди основных - поток безымянных низкокачественных изделий и откровенных подделок под известные марки, заполонивших рынок, и чудовищный стереотип, что всякое видео одинаково производительно для одноименного набора микросхем.

Все это сыграло на руку скорее поставщикам, чем покупателям. Последние до сих пор недоумевают, почему 17-дюймовый экран перерисовывается так медленно, когда в системе 32-Мбайтное ОЗУ и Pentium-166.

Если говорить о видеоадаптере, не стоит забывать, что быстродействие на одном и том же чипе и при очень похожем внешнем виде в зависимости от производителя может отличаться в 2 раза. Например, если сравнить оригинальный видеоадаптер Diamond Stealth 64 Video, сделанный на наборе S3 Trio 64+, и изделие неизвестного китайского производителя на том же чипе, то по цене они отличаются чуть ли не в три раза. Но и работают они по-разному! Ведь в производительности видеокарты многое зависит от BIOS видеоадаптера, вида и быстродействия памяти, качества программных драйверов...

Справедливости ради надо заметить, что сами кремниевые чипы-то нормальные - их на колене не сделаешь. Но объединение в платы и системы зачастую не выдерживает никакой критики.

Даже приобретая brandname, нельзя быть уверенным на все 100%, что это собрано и оттестировано "там". Стремясь обеспечить конкурентоспособность, поставщики нередко закупают ПК известнейших марок в минимальной конфигурации - корпус, материнская плата, процессор (реже видеоадаптер). Остальными компонентами - оперативной памятью, винчестером (иногда монитором) - они комплектуются здесь. И опять же блестящая "в проекте" машина губится одним-двумя компонентами.

Впрочем, если и удастся купить хоть минимально сбалансированный компьютер, монитор даже известной марки может оказаться таким, что впору сразу выписывать очки. Происходит все это из-за стремления поставщиков максимально снизить стоимость продукции (к этому стремятся везде). Только у нас это делают своим, "нестандартным и оригинальным" путем. И от этого грустно.

Еще одна особенность. Среди более сотни минских компьютерных фирм встречаются сборщики, которые сами не совсем понимают, что они продают.

Позвонив на фирму с очень аппетитными ценами, можно в этом легко убедиться. Большинство поднимающих трубку в состоянии ответить только на самые общие вопросы: "Будут стоять "Винда", хард, флоп..." Дальше жаргона дело идет редко - шаг в сторону и "подождите, я приглашу специалиста..." Начинаешь толковать со специалистом, он говорит: "Да, было бы хорошо, но у нас этого нет. Я не знаю, когда будет и сколько будет стоить. Подождите, я приглашу менеджера..." Такое перекидывание вопросов (с нулевым результатом) встречается достаточно часто и может продолжаться до бесконечности.

Скорее всего это опять же связано со стремлением избежать расходов. За высокую квалификацию необходимо платить... И не только зарплату. Нужно вкладывать деньги и в обучение сотрудников. Как первое, так и второе требует определенного уровня организации и затрат на эту самую организацию. Но зачем? Дела-то и так идут.

Печально, но факт: сегодня потребитель на минском рынке не защищен от серого и низкосортного товара даже известной маркой. Нет, нет, машины работают. Но они не стоят тех денег, за которые их продают. Если их немного довести, они могли бы стоить даже больше и не просто включаться, но и работать. Но для этого нет стимулов.

Заказчик после недельного ожидания и всех прелестей отечественного сервиса эту машину купит и так. На окраине города, в подвале, общаясь с небритым и помятым "менеджером"... Все равно купит! А если вам не нравится поставщик, в фирме за углом убедительно расскажут, что у них все по-другому. Благо фирм много.

Перефразируя известное утверждение приходится констатировать: "Каков покупатель, таков продавец".

Те, кто это использует Вот мы и добрались до того, который "всегда прав". Приходится признать, что число безграмотных пользователей на отечественном рынке растет намного быстрее объемов продаж ПК.

Раньше тех, кто "не разбирается" в силу малой распространенности "персональных и настольных", было меньше. Сегодня "новые пользователи", не платя за программы, точно так же не желают платить за литературу и обучение. Уверовав с легкой руки рекламы, что все это легко и просто.

Кстати, в США, чтобы получить гражданство, необходимо, кроме знания языка, ознакомиться с работой на компьютере.

Ввиду повальной компьютерной безграмотности большинство пользователей не только не знают, как бороться с недоработками поставщика (например, мерцанием экрана), но и не могут полностью использовать возможности своего ПК. В средних и крупных компаниях это вызвано тем, что они до сих пор не понимают, зачем необходимо иметь в штате менеджера по информационным (компьютерным) системам.

Последнее, в свою очередь, порождает еще одну проблему. Пока компьютеры работают, у клиентов теплые отношения с поставщиком. Но если последний не уделяет внимания решению даже самых мелких проблем покупателя, взаимоотношения постепенно меняют знак с плюса на минус. С появлением первых навыков работы пользователи начинают изменять ключевые настройки операционной системы, аппаратуры (BIOS Setup), отключать и подключать периферию на работающей системе и т.д. К сожалению, на практике большинство сбоев в работе возникает именно по вине низкой квалификации тех, кто эксплуатирует технику.

В то же время, те компании-поставщики, которые берут на себя обязательства выезжать даже по мелочам, несут существенные непроизводительные затраты, которые не могут не отражаться на цене предлагаемой продукции и на нервной системе технических специалистов. Пытаясь же экономить на специалистах, они теряют высококвалифицированных сотрудников и не всегда могут выполнить данные клиенту обещания (например, ввести в строй многопроцессорный сервер).

Печально, но факт: на отечественных компьютерных курсах чаще всего учат, как загружать Norton Commander или Word, но ничего не говорят о том, что не стоит трогать кабель принтера на работающей системе, ставить ноги на спрятанный под стол системный блок или протирать мокрой тряпкой включенный ПК (особенно сзади). Этике работы с компьютером никто не учит.

У подавляющего большинства пользователей существует дефицит минимальных навыков работы с ПК (не говоря уже о сетях). В результате дискеты, хранящиеся под монитором, через месяц не читаются, монитор, обогреваемый снизу отоплением, а сверху весенним солнцем, к концу дня "показывает", а дешевый принтер, печатающий по 300 страниц в день, насмерть ломается через 3 месяца.

Впрочем, корни этих явлений очевидны. В отечестве согласны еще платить за технику, но не принято платить тем, кто с ней работает.

Сравните оплату труда рядового пользователя ПК со стоимостью последнего. Если, по статистике, западные компании (именно те, что умеют считать деньги) тратят в расчете на один ПК от $10,000 до $15,000 в год, то здесь даже упоминание таких сумм ведет к неадекватным реакциям. Да, да, программы, техническое обслуживание, модернизация, обучение персонала... Это стоит именно столько. Конечно, если интересует результат.

Те, кто любит дорогие вещи Существует также прослойка покупателей, которых интересуют только самые "крутые" и дорогостоящие модели ПК. Сегодня в Минске это не проблема. За месяц могут поставить даже в золоченом корпусе. Покупая такие машины из соображений престижа, их владельцы очень редко, даже спустя несколько лет, узнают о том, что же это чудо техники на самом деле может.

Впрочем, и в этом случае, потратив деньги на хорошую технику, редко тратят сопоставимые суммы на программное обеспечение и минимальное обучение. В результате портят себе нервы как клиент (ему приходится платить и ждать), так и специалист (часто, выезжая на место, он изобретает изощренные "дуракоустойчивые" конфигурации и занимается ПК-ликбезом).

Существует также проблема, когда некоторые организации и предприятия, способные заплатить за качественную технику, не могут в силу ряда причин соответственно платить своим сотрудникам. И опять в круг проблем клиента оказывается безосновательно вовлеченным поставщик. Поскольку слабым звеном информационной системы становится не ПК, а ворованное программное обеспечение и низкая квалификация пользователей.

Сегодня налицо ситуация, когда на одном полюсе сосредоточились компании и организации с очень высоким доходом, а на другом - почти неплатежеспособные клиенты. И тем и другим часто в силу специфики бизнеса уже не обойтись без компьютерных технологий. Первые согласны платить за современную высококачественную технику, даже если приходится ждать месяцы (речь не о серверах). Вторые предпочитают наиболее дешевые модели из безродных комплектующих.

В результате на отечественном рынке предлагается либо самая дешевая продукция, либо самые дорогие модели. Купить же сбалансированный добротный компьютер средней ценовой категории - серьезная проблема. Учитывая нежелание большинства поставщиков реально решать проблему с наличным расчетом и совершенствовать другие финансовые механизмы, в поисках подходящего предложения можно оборвать телефон и сбить ноги. И, несмотря на "более 100 компьютерных фирм", ничего не приобрести. Или, заплатив через сберкассу в полтора раза больше, купить средний ПК по цене high-end.

Свято место пусто не бывает Печально, но факт: приемлемый уровень компьютерной техники за разумную цену сегодня в Беларуси труднодоступен. Возможно поэтому "народные умельцы" собирают компьютеры для себя или на заказ самостоятельно. Уже не первый год существует неофициальный компьютерный рынок, который живет и развивается. Нет, нет, это не те люди, что стоят на рынке в Ждановичах и продают полукондицию и пиратские CD-диски. Спектр "умельцев" еще более разношерстен, чем легальная сотня компьютерных фирм.

Существование такого рын-ка в условиях жесткой конкуренции, драконовских налогов и волевых решений в области курса валют - скорее мера вынужденная. Такие одиночки не открывают компании, с одной стороны, из-за отсутствия начального капитала, а с другой - в силу того, что легализация им по сути ничего дать не может. Обладая уникальными навыками работы как с индивидуальным, так и с корпоративным клиентом, без рекламы, этот рынок работает с минимальными издержками на маркетинг, что положительно отражается на стоимости предлагаемой продукции, услуг и предпочтениях клиентов.

Именно этот неофициальный рынок способен сегодня хотя бы частично удовлетворять запросы в среднем классе добротной техники и заказных конфигурациях. Привозя сюда экзотические (по минским меркам) комплектующие, некоторые из "умельцев" собирают достаточно хорошие машины. Правда, столкнуться с халтурой здесь тоже не сложно.

О поставщиках качественных комплектующих. Они есть. Но с ними проще работать именно крупным компаниям и местным сборщикам, которых не пугает высокая рублевая безналичная цена при вполне американских ценах в "условных единицах". Есть где купить память, жесткий диск, магнитооптику, материнскую плату, процессор и корпус... Но суммарные затраты для одного-двух компьютеров при такой схеме с учетом оплаты в рублях будут слишком высоки. Тем более если пытаться конкурировать с минскими представительствами московских компаний, пользующимися отсутствием границ и значительными скидками за счет крупных закупок.

О дистрибуторах, дилерах и налаженных каналах продаж. Грустно оттого, что белорусские дистрибуторы конкурируют со своими же дилерами. Это разрушает дилерскую сеть, что в свою очередь ведет к падению качества обслуживания конечных пользователей. И с другой стороны, дистрибуторы, оказываясь постоянно перегруженными небольшими заказами и работой с конкретными заказчиками, портят отношения как с ними, так и с дилерами. Последние, брошенные на произвол рынка, вынуждены устанавливать более высокие цены, что опять же не здорово с позиции клиента.

В результате на рынке нет дистрибуторов в классическом понимании. А отсутствие крупных поставок сказывается на цене того, что предлагается на белорусском рынке.

Имеют, конечно, место отдельные исключения по некоторым видам продукции, когда дистрибуторы, дорожа дилерами, не работают напрямую с конечным покупателем. Но это случается только по некоторым видам: принтерам, мониторам... По другим позициям те же самые компании из-за неразвитости рынка вынуждены работать напрямую.

Ситуация с системной интеграцией тоже не внушает оптимизма. По оценкам некоторых экспертов, сегодня в Беларуси нет ни одной компании, способной своими силами полностью реализовать крупный проект. Начиная от анализа бизнес-процессов и кончая внедрением оригинальных программно-аппаратных решений для сотен рабочих мест.

Один в поле не воин Хорошо известно, к чему ведет монополия. Тем более не может не тревожить монополия в области коммуникаций, которая расцветает в нашей суверенной стране. Сегодня во всем мире телекоммуникации - это самая динамичная область компьютерных технологий. Трудно найти человека, который хоть что-то не слышал про Интернет.

Кто сегодня реально может нас обеспечить услугами хотя бы электронной почты? Если оставить в стороне достаточно дорогие (по нашим меркам) предложения, остается один "Белпак" - подразделение вездесущего госконцерна "Белтелеком" (справился бы он сначала с телефонами!). К сожалению, трудно всерьез рассматривать потенциал небольших компаний. Их трафик проходит через "Белтелеком" и зависит от возможностей последнего.

Получается, что реальным провайдером Интернет является "Белпак"? Но качество его услуг, несмотря на распускаемые на выставках слухи, постоянно и ежедневно падает! И связано это скорее не с отсутствием технических или финансовых возможностей, а с тем, что так и должна работать неповоротливая государственная компания в условиях абсолютной безнаказанности, то есть монополии.

И это грустно. Потому что желающих заплатить за качественное (на самом деле) подключение к Интернет сегодня гораздо больше, чем тех, кто согласен терпеть издевательскую работу сетей от монополистов.

Отставание в компьютерных технологиях, отставание в телекоммуникационных технологиях, отставание в темпе реагирования на изменяющуюся конъюнктуру мирового рынка... Все эти отставания растут день ото дня. Не могут они стоять на месте - по определению.

Стоит ли удивляться тому, что в стране кризис, а уже немногие задержавшиеся в ней до сих пор высококвалифицированные специалисты стремятся получить адекватную оценку своим знаниям за ее пределами.

Андрей Муравицкий


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 1997 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета