...
...

Понедельник — день тяжелый

Вообще-то для меня лично это утверждение не подходит. Не знаю почему, но понедельник у меня, как правило, самый продуктивный день. И приключения, о которых пойдет речь, начались не в понедельник, а в воскресенье, но закончились они в понедельник. Впрочем, от подобных эпизодов я стал уставать начиная с лета прошлого года. Речь пойдет об Интернет и ее специфике в белорусских условиях.

Пытаясь в воскресенье получить электронную почту, я с удивлением обнаружил, что пароль не проходит. Больше чем полтора года худо-бедно проходил, а тут - наотрез. В голову полезли всякие мысли о своевременности оплаты и службах безопасности. Но так как в службу технической поддержки звонить в 21.00 в воскресенье рука не поднималась, я отложил попытки до понедельника.

Зная, что пиковыми являются понедельник и пятница, я не очень рассчитывал быстро получить и отправить почту. Учитывая, что работать с e-mail в рабочий день в рабочее время - это, как минимум, потерять минут 40, я приготовился к худшему и начал прямо с утра - в 7.30. Результат тот же - пароль не проходит и странное сообщение, что "возможно, качество линии не очень", как приклеено на экране.

Наконец в 9.00 считаю себя в праве позвонить в службу технической поддержки.

- Доброе утро (?), - говорю, - так мол и так. Что делать? - А вы попробуйте еще разок.

- Так я час назад пробовал - эффект нулевой.

- А я пятнадцать минут назад пробовал, все в порядке. ("Это он, наверное, пятнадцать минут назад глюк убрал, - думаю я. - Ну что ж... И это радует".) Пробую. Опять то же самое. Это меня здорово раззадорило, и появился спортивный интерес, который с рабочим настроением ничего общего не имеет. Звоню опять. Голос в трубке другой.

- Я тут вам звонил минут пятнадцать назад. Нельзя ли поговорить с тем же специалистом? - А в чем у вас дело? (Просьба о специалисте остается без ответа.) Повторяю историю опять с начала.

- А вы ничего не меняли? - Нет. Мне просто некогда.

- Все говорят, что не меняли...

- Я с июня 1995 года с вами работаю.

- А какой у вас пароль? (Вопрос, конечно, интересный, но результат важнее.) Отвечая, нечаянно ошибаюсь на одну букву. Шутка ли, я его последний раз вспоминал год назад, когда конфигурировал любимую UUCP (программа так называется, которая работает по протоколу UUCP - UNIX to UNIX Copy Protocol). Через минут десять висения на телефоне добираемся до правды.

- Мне удалось пройти по вашему паролю, - слышу в результате. - Теперь попробуйте вы.

Пробую - опять ничего. Учитывая, что все номера заняты, из трех, которые записаны у меня в списке автоматической подстановки, отвечает один, и то с третьей попытки, а качество линии и впрямь может быть bad, - на это уходит минут тридцать. Результат тот же. Мне становится интересно и не до шуток.

Я в принципе смогу работать с почтой или нет? Договорился, что приятель сбросит свежие материалы, чтобы не ездить туда-сюда по городу. А завтра надо по этим материалам ответ готовить страниц на десять. Звоню опять в службу технической поддержки. Трубку снимает третий голос.

- Я тут вам с девяти звоню (на часах 10.30). У меня пароль сегодня не хочет проходить. В пятницу все было в порядке. Вы не могли бы пригласить того специалиста, с которым я последний раз говорил.

- Файл Systems знаете где искать? (Просьба о специалисте остается без ответа.) - ... ? Естественно.

- Уберите в конце строки "OK!". (О какой строке идет речь, я и сам знаю.) - Так ведь полтора года работало с ним? Как же так? - Я понимаю, что он дорог вам как память, но уберите, - настаивают на том конце провода.

- Спасибо. До свидания.

Убираю. Действительно работает. Догадываетесь, что я подумал о первых двух специалистах, на разговоры с которыми ушло без малого полтора часа? Пошла почта за два дня. Как обычно для этого времени суток и дня недели, на 25 килобайтах линия пропадает, и я, перезагрузив машину, пытаюсь "докачать". Еще минут пятнадцать на то, чтобы поймать свободный номер телефона - и почта у меня.

Здесь я хотел бы сделать паузу и немного рассказать о том, зачем я пользуюсь e-mail.

Во-первых, чтобы общаться с коллегами, которые в силу разных причин проживают далеко. Под "далеко" я понимаю как другой конец города, так и Новосибирск или Providence (штат Rhode Island, США). Во-вторых, чтобы получать по подписке некоторые статьи из журналов, выписывать которые, живя в Беларуси, накладно и невыгодно (не дождешься, пока придет по обычной почте). В-третьих, ко мне часто приходит корреспонденция от серверов рассылки. И, в-четвертых, чтобы отправлять написанные материалы в компьютерные издания, дабы не тратить время на поездки и успевать в срок.

Так вот, когда почта ко мне пришла, я понял, что безнадежно опоздал с ответом на одно очень выгодное предложение; получил обиженное письмо от коллеги, который, уезжая в командировку, не застал меня дома по телефону, а его первое письмо пролежало в ящике с субботы; получил список новых статей в интересующем меня журнале и еще несколько версий одного и того же сообщения от сервера рассылки, который не мог взять в толк, почему я не читаю его сообщения. На попытку отправить список статей у меня ушло не меньше 15 минут. В 11.00 я вздохнул с облегчением, выполнив за три часа утренний моцион приема и ответов на почту, на который у меня обычно уходит не более 20-30 минут.

За это время я успел прочитать свежую "Компьютерру" (слава Богу, она была в бумажном варианте), два номера "Компьютерной газеты" и трижды перекурить (после каждого разговора со службой технической поддержки).

"Похоже, сегодня с понедельником не повезло", - подумал я. И сел писать этот опус, несмотря на то, что поджимали сроки подготовки трех материалов. Писать о качестве услуг белорусских провайдеров - занятие неблагодарное, и я уже несколько раз откладывал эту тему в ящик, прекрасно понимая, что, выпуская пар, делу не поможешь. Скорее всего те, кого это касается, не прочтут этот материал и, может, никогда не услышат о его существовании.

Откуда дровишки Дело в том, что, оттачивая перо (скорее клавиатуру) при написании статей на тему компьютерных технологий, я неоднократно занимался пропагандой Интернет. Вещал, как это хорошо и удобно, предлагая другим почувствовать простор информационных дорог будущего, доступный сегодня. Даже рассказывал в частных беседах, какую компанию для доступа к Интернет лучше выбрать и почему. Взвешивал все "за" и "против" и... как теперь понимаю, здорово приукрашивал, обходя острые углы.

Чаще всего это было во вред самому себе. Возрастающее количество пользователей вытесняло меня же с моим стареньким модемом. Дозвониться становилось все труднее, а скорость в on-line (у знакомых) все падала и падала. Поэтому сегодня, не сгущая красок, хочется рассказать об этих самых углах.

Интернет для меня начался еще в 1994 году, когда на повестку дня встала проблема переписки с коллегой, временно работавшим в одном из зарубежных университетов, и быстрой недорогой связи с возможными партнерами. Пообщавшись со знакомыми, выбрал одного из провайдеров, предлагавших услуги электронной почты.

Назовем его "А". ("Переменные" вместо имен введены не случайно. Чтобы не выглядело как реклама.) Условия договора были достаточно выгодными, и я получил свой первый e-mail адрес. Спустя несколько месяцев у меня появилось смутное желание сменить не только адрес, но и провайдера. Пару раз он зависал на неделю, а раза три-четыре почта терялась в недрах Всемирной сети, что не способствовало успеху переговоров и темпу работ. Как выяснилось позже, все заминки были вызваны внутренними организационными, финансовыми и техническими трудностями провайдера. Впрочем, год мы дожили с ним без штрафов и судов. И сегодня, когда я встречаю директора той компании, мило здороваемся.

Выбирая провайдера во второй раз, я был более осмотрителен. Летом 1995, после проведенного мной сбора мнений среди знакомых, я остановился на компании "Б". В отличие от первого опыта, мне пришлось лично ехать к "Б" в гости, чтобы заключить договор. Прождав минут 30 на проходной и после 15 минут убеждения, что хочу заключить договор как частное лицо, я с договором и счетом на оплату двинулся платить. Место оплаты, не самое удобное, хотя и не на окраине, нашлось без труда. Но постоять в очереди все же пришлось. Вернувшись и опять прождав на проходной, я с помощью специалиста со второй попытки установил необходимое ПО на ноутбук и был искренне счастлив. Даже несмотря на то, что как частное лицо должен был ежемесячно вносить плату авансом. Согласитесь, в условиях галопирующего курса национальной валюты занятие не очень выгодное.

Почти год не знал проблем. "Б" исправно доставлял почту, а я раз в месяц платил наличные авансом в кассу и всем хвастался, как это удобно, прославляя свою прозорливость и компанию-провайдера. За это время ни разу не было "зависов" на неделю, а если возникали проблемы, со службой технической поддержки их можно было решить максимум за пару часов. И хотя знакомые жаловались на медленную работу в on-line, в off-line все было как обычно.

Тарифы, правда, кусались, но компания "Б" обещала вот-вот предложить SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) и открыть 2-мегабитный канал. Это вселяло надежду (вот уже 10-ый месяц вселяет). Тем не менее когда недавно я заглянул по делам дружественной фирмы к провайдеру, то был приятно удивлен мраморной лестницей и качеством парадного входа. Справедливости ради надо заметить, что отдел маркетинга (именно там заполняют договора) почти не изменился, а девушки, увидев меня, уже мило улыбаются и не подозревают во мне агента конкурентов.

Всходы Труднее стало, когда посеянные мной семена начали давать ростки. Один знакомый попросил помочь ему с подключением к Интернет.

Человек респектабельный, он начал досадовать уже на проходной. Я с ним согласен: зачем тратиться на бензин, если приходится терять по полчаса на проходных. В отличие от меня, он не обратил внимания на чрезмерную длину своего сетевого адреса, а сумма и условия договора подтвердили мои аргументы в пользу именно этого провайдера. За одновременную подписку на on-line и e-mail приятель получил даже скидку. Но дальше началось самое интересное.

Имея опыт установки, я, стремясь сэкономить деньги компании приятеля, порекомендовал отказаться от услуг специалистов. Электронная почта установилась без проблем. И хотя работала она со скоростью 2,400, на стоимость это влияния не оказывало, поскольку за почту здесь платят побайтно. On-line же, а точнее WWW, никак не желала работать. Самое интересное, что все было сделано правильно. Двухчасовые переговоры по телефону со службой технической поддержки (с тремя разными специалистами) только добавили туману.

В конце концов я вспомнил, что модемная связь в Минске через номера телефонов, начинающихся на 36, - целая проблема, с чем технический специалист "Б" согласился, как мне показалось, с удовольствием. После подключения по выделенной линии и замены модема все встало на свои места. Но я думаю вот о чем: "Почему эти вопросы провайдер не задал до подписания договора?" Еще один случай произошел совсем недавно. После четырех месяцев убеждений одна из компаний, которая доверяет моим советам, решила приобщиться к Интернет. Электронная почта и IP - все как положено. И номер телефона у них в порядке. Только подключиться они хотели именно через офисную АТС. Зная о подстерегающих проблемах, я решил взять удар на себя (теперь есть о чем писать). Хороший новенький модем, brandname-компьютер, электронная АТС...

Дозвонившись, соединиться с провайдером не могу. Не будучи умудренным в командах модема, я за эти несколько часов узнал для себя много нового. А знаете почему? Потому что служба технической поддержки не отвечала с 14.00 до самого конца рабочего дня.

Надо отметить, что на этот раз с WWW проблем было меньше всего (вы, конечно, уже догадались, в чем дело?). Не работала как следует e-mail. Назавтра, вооруженный тайными знаниями, я возобновил свои эксперименты. Служба технической поддержки молчала с 11.00 до 15.00. Позвонил в отдел маркетинга. Извинившись перед девушкой за то, что звоню не совсем по адресу, уточнил, не изменился ли телефон специалистов. Она ответила, что нет, и в ответ на мою настойчивость предложила мне телефон руководителя. Руководитель, пытаясь ответить на мои сугубо технические вопросы (о них я бы написал отдельно) поведал много интересного и был искренне удивлен безмолвием телефона специалистов.

Но почта по-прежнему работала через пень-колоду. Оставалось попробовать подключение без офисной АТС...

К вечеру, дозвонившись до специалистов, я с первой попытки в течение 10 минут решил все проблемы. Сразу их зауважал, вошел в положение и простил все прошлые обиды. Даже прямое подключение не понадобилось. Все работает и с офисной АТС! Впрочем, вернемся к моей истории. Осенью прошлого года к провайдеру стало не дозвониться. На мои вопросы, как позвонить в службу технической поддержки, мне советовали то один номер телефона, то другой. В тот момент, когда советовали, это срабатывало. Но назавтра проблемы продолжались. В конце концов я привык, что, когда запускаешь проверку ящика или отправку корреспонденции, можно на 15-20 минут делать перерыв в работе.

При этом в группе новостей системного администратора (.postmasters) было пусто. Зато в соседней, помеченной как "Обсуждение разных проблем...", было что почитать. Незлой стеб по поводу недалеких юзеров указывал на то, что специалистам есть чем поделиться и, самое главное, у них на это есть время.

"Почему бы не поместить в .postmasters сообщения о планируемых изменениях, номера телефонов и т.д.?" - мелькнула у меня шальная мысль. Или разослать пользователям сообщения о планируемых реорганизациях заранее. Ведь нашлась возможность опросить всех клиентов об их желании попасть в справочник. Но тут я ударяюсь в рассуждения по поводу этики и тому подобных тонкостей. А тема дня, если уважаемый читатель не забыл, - специфика Интернет в белорусских условиях.

Итак, специфика Возможно, некоторые читатели упрекнут меня: "Обсуждать поведение какого-то там провайдера на страницах газеты, распространяющейся по всей Беларуси и в России... К чему это?" Но дело в том, что в условиях гласно-негласной монополии на предоставление доступа к ресурсам Интернет в Беларуси описание вышерассмотренных мелочей получает несколько иной окрас. Если бы была возможность получить качественный сервис по сопоставимой цене, думаете, имело бы смысл тревожить клавиатуру? Но этой возможности нет и, что самое печальное, не будет. Пока у нас существует монополия на доступ к Сети (к Интернет).

Уж сколько раз объясняли, к чему ведет монополия. Да, да, к росту качества услуг она уж точно не ведет. И дело не в том, что компания "Б" не справляется с возрастающим спросом. Во всем мире не справляются (ничто не дается нам так легко, как сравнение со всем миром или пресловутым Западом)! Но по-разному не справляются. И под натиском спроса во многих странах с куда более мощной экономикой (например, в Германии) государство идет на постепенный отказ от монополии, потому что понимает, что страдает в первую очередь результат.

Уже слышу возмущенные голоса: "Как нет?! У нас в Беларуси почти десяток провайдеров, предлагающих доступ к различным сетям, имеющим выход в Интернет". Так-то оно так, но большинство из них вторичны и предлагают такие цены и условия, что лично мне не хотелось бы пользоваться их услугами. А потом, можно ли сегодня называть провайдером компанию, имеющую 64-килобитный канал и десяток линий? Для меня, например, секрет, как отправить свой материал, чтобы он успел в срок в одно из минских изданий, пользующееся услугами не моего провайдера.

"Да компетентен ли автор так заявлять?!" Возможно, я многого не знаю (часто и знать не хочу). Но у меня немало знакомых и друзей, которые с удовольствием нашли бы более качественный доступ к Сети. Некоторые из них даже заключили договоры сразу с двумя-тремя провайдерами, чтобы хоть как-то обеспечить надежность информационных каналов. И что? Встречаясь, мы говорим об одном и том же.

Но вернемся от общих рассуждений к практике. Чего только стоит сообщение, которое я получил в разгар новогодних праздников - 3 января этого года, вместо ожидаемых новогодних поздравлений. Как вы думаете, что может означать: "Б thinks it's already talking to dmitry" (dmitry - это имя моего домена)? Хотелось бы мне узнать, кто это там talking.

Позвонил приятелю, у него с почтовым ящиком у того же провайдера та же проблема. Вот вам и Новый год. Извините, но свой пароль я не пишу на столбах и даже на визитке. И еще вопрос: почему никто даже не подумал извиниться за декабрьскую аварию, когда более суток не было связи с сервером? Или думаете, что никто не заметил? А если на рухнувшем винчестере лежало очень важное письмо и автор до сих пор ждет ответа? А я этого письма, может, два года ждал? Не смешно.

Вместе с эпилогом Конечно, приятно, что появляются новые телефонные линии, доступ к сети не пропадает более чем на сутки, при необходимости специалист компании "Б" установит и сконфигурирует все необходимое, растут news-группы, а цены действительно самые низкие в Беларуси. Правда, приехавший специалист, общаясь с одним моим знакомым, не смог ответить на вопрос, чем отличается DNS от FAT (про WINS лучше не спрашивать).

Чаще всего подписанного договора надо ждать не меньше недели, а о происходящих реконструкциях узнаешь, когда у тебя что-то не работает. И почему-то все время мучают вопросы: "Надо ли платить за отсутствие соединения и скорость в 300 бит/с в on-line? И почему скачать файл размером больше 1.5 мегабайта можно только ночью и в выходные и за несколько приемов?" Но, к счастью, мучают они пока не меня, а моих коллег, которые пошли дальше и пользуются on-line (а может, это новый вид off-line?).

Конечно, можно понять проблемы любимого провайдера "Б". Его тоже подводят с поставками техники, специалистов не хватает... и вообще все это сложно. Но ведь конечный пользователь в Беларуси фактически не имеет альтернативы. И почему меня, отправляющего срочную телеграмму, должен волновать ремонт на почте и заболевший почтальон? Представьте себе, что вы поднимаете трубку телефона, а там тишина. Не укладывается? А с Интернет укладывается. Поэтому, если ко мне сегодня придут за советом по поводу этой самой Интернет, то скорее всего услышат: "А вам действительно нужна ТАКАЯ ИНТЕРНЕТ? Может, надежнее и дешевле заплатить за новости в киоске на углу?" Я же пока подожду. Когда реально будет SMTP и те же письма обойдутся мне немного дешевле, когда появится 2-мегабитный канал и скорость в on-line не будет падать ниже 1 Кбит/с. Не платить же в самом деле за междугородный/международный звонок, чтобы получить свою почту.

Написав все это и подготовив материалы на завтра, мне пришлось отменить две встречи. А вы говорите: "Ничего страшного, самое главное, что вообще работает".

Дмитрий Кучерявый

© Компьютерная газета