nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Слушая новое, не забывайте о старом..

Новое всегда раздражает. Это по меньшей мере. В целом же, все новое вызывает отторжение. И это - нормально, ибо мышление человека носит, по большей части, консервативный характер, и лишь немногие способны без потерь приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Человеку нелегко по собственной инициативе выходить из состояния физического и душевного комфорта, из того привычного состояния, которое не создавало ему до этого никаких проблем.

Когда одну формацию сменяет другая, когда один стиль уступает место другому, и вообще во всех случаях, когда приходится менять систему ценностей, мы ностальгически вспоминаем о тех золотых временах, когда все было привычным, ясным, знакомым и понятным. "Нам легче менять свои убеждения, чем привычки", - сказал философ. И так во всем.

Джаз - единственная новая форма музыкального искусства, которую нам подарил ХХ век, но эта новая форма носила такой революционный характер, что вызывала на первых порах почти полное отторжение. И очень немногие, даже самые серьезные и вдумчивые критики решались подходить к джазу не эмоционально, а логически. Никогда не забуду своих первых передач о джазе на ТВ в далеком 1960 году. Прочитав в сценарии вполне невинную фразу о том, что джаз родился в увеселительных заведениях Нью-Орлеана, редактор спросил, что я имею в виду. Пришлось расшифровать: в казино, всяких кабаре, публичных домах. Редактор схватился за голову: "Ты что, хочешь, чтобы меня с работы выгнали?!" И в самом деле, как можно было пропагандировать музыку, родившуюся в публичном доме?!

В том, 1960 году я фактически услышал доводы критиков начала века. Долгие годы джаз оценивали не с музыкальной, а с чисто социальной точки зрения. Вульгарная социология вторгалась в музыкальную критику, искажая истину. "Порочное зачатие", как первородный грех, проклятием висит над джазом, создавая искаженную общую картину. Так, Джордж Гершвин, никогда специально не писавший для джаза, но использующий в своих произведениях многие джазовые идиомы, вошел в историю как человек, который "сделал из джаза леди". Попытки оценивать джаз не по его, "джазовым", законам, а по устоявшимся критериям классической музыки можно встретить и по сей день.

Почти восемь десятилетий отделяет нас от того момента, когда была опубликована статья Карла Энгеля "Jazz: A Musical Discussion", отрывки из которой сегодня предлагаются вашему вниманию, и мы должны с позиций нашего времени оценить взгляд на джаз непредвзятого критика начала века.

Статья была написана в те дни, когда высшим достижением джаза еще был блюз; когда на эстраде можно было встретить "шумовые" оркестры, вызывающие ощущение какофонии; когда коллективную импровизацию воспринимали как нечто выходящее "за рамки цивилизованной сдержанности", а джазовое звукоизвлечение и имитацию - как "бредовое мяуканье".

Джаз долгие годы на полном серьезе расценивался как ответ популярной музыки на некий социальный заказ, как ответ на психологическую перестройку в ту революционную эпоху, когда наружу выходят низменные инстинкты, порожденные напряженностью, "существующей в бездумном, невротическом слое общества".

Статья К.Энгеля появилась всего за два года до первого исполнения "Рапсодии в блюзовых тонах " Д.Гершвина, но в ней отчетливо прослеживается отождествление джаза с танцем. И музыка джаза, якобы возникшая в ответ на требование танцевальной площадки, описывается как имитация танца с его похотливыми движениями и ощущением какофонической трясучки.

И все же автор сделал нестандартный для тех непростых лет вывод: джаз надо оценивать не с точки зрения современного танца, а с точки зрения новой формы популярной музыки. И как только мы начинаем рассматривать джаз под таким углом, мы тут же замечаем многие скрытые в нем весьма новаторские для своего времени достоинства. В дни, когда джаз создавали неискушенные в гармонических тонкостях люди, когда до прихода в джаз белых с их консерваторским образованием оставалось еще добрых десять лет, Карл Энгель дает точную характеристику джаза своего времени как единству рэгтайма, блюза и оркестровой полифонии. Да и с исторической точки зрения, убеждает Энгель, джаз как порождение танцевальной площадки оказывается в одном ряду с подобными событиями весьма далекого прошлого.

Статья Энгеля удивительно современна. Достаточно одного примера. В начале века джазовые мелодии были примитивны в сравнении с песнями Ф.Шуберта. В наши же дни мелодии современного рока кажутся удивительно примитивными по сравнению с мелодическим богатством свингового джаза. Что это доказывает? Да ровным счетом ничего. И когда мы читаем у К.Энгеля упоминание о произведениях, лишенных признаков мелодий, о коротких навязчивых мотивчиках популярных песен начала века, мы просто понимаем, что история повторяется.

Яков БАСИН

1999


стиль
джаз
автор
Яков БАСИН


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
Московское джазовое сообщество (как, впрочем, и любое дру­гое, в т.ч. провинциальное) можно уподобить айсбергу. Над­водную часть населяют сплошь "раскрученные* фигуры:. столичный джазовый бомонд, свадебные генералы, не­пререкаемые в в своих прошлых ...
  • стиль: джаз, джаз
Соленый воздух с моря щекочет ноздри, перемешиваясь со сладкими запахами экзотических фруктов и цветов, тонущих в южных сумерках. Здесь чувства острее, эмоции ярче, ночи нежнее, а поцелуи горячее. В плане музыки всё это может вместить в себя, ...
  • стиль: джаз, джаз
От редактора: Один из авторов jazzquad.ru, москвич Георгий Искендер, прислал интереснейшую ссылку на великолепную коллекцию джазовых афиш, дающую впечатляющую панораму советского джаза 60-х - 80-х годов. Афиши тщательно рассортированы по городам. ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот материал был написан Фэзером, в то время штатным музыкальным критиком «Лос-Анджелес Таймс», в конце 1982 года специально для журнала «Америка», вплоть до 1991 г. издававшегося американским правительством для ...
  • стиль: джаз
Гибкая стильная обувь — обязательный атрибут образа джазового танцора. Она обеспечивает невероятную свободу движений и позволяет им маневрировать, выполняя сложные шаги и прыжки. Джазовки прошли немалый путь, объединив в себе несколько стилей и ...
  • стиль: джаз, джаз
В восьмидесятых годах имя Эди Рознера было в СССР под негласным запретом. Музыкант первым среди представителей «легкого» жанра получил в БССР звание заслуженного артиста республики, однако не упоминался в энциклопедиях. Но позже, когда ...
    Уникальное сочетание африканской и европейской музыкальной культуры дало новое направление, которое мы до сих пор называем джазом. Произошло это в 20 веке, называемом золотой эпохой. С того времени многое изменилось, появились новые виды, но ...
    • стиль: джаз, джаз
    По случаю Дня рождения микрофона – 5 марта ему исполняется 140 лет со дня изобретения - известный в Москве джазмен, руководитель оркестра SV Band и саксофонист-виртуоз Николай Семенов рассказал интересные факты о микрофонах. Микрофону 140 лет!7 ...
    • стиль: джаз, джаз
    Говорят, способностью к синестезии обладает всего лишь чуть больше 4,4% всех людей на земле. Возможно, количество таких людей, которые могут слышать вкус и видеть в цветах звуки, увеличится после знакомства с альбомом «Winelight», записанным Grover ...
    • стиль: джаз, джаз
    Любители джаза "со стажем" прекрасно знают эту историю. Про нее уже писали в своих книгах Владимир Фейертаг, Аркадий Петров, Юрий Саульский и другие наши *’джазовые люди". Однако в каждом изложении она интерпретировалась несколько по-иному, все с ...
    • стиль: джаз, джаз
    В современной музыкальной культуре коллективы, ставшие культовыми, неизбежно влияют и на тех коллег по цеху, которые работают в совершенно других стилях. Так, неоспорим вклад во всю современную поп-культуру The Beatles и Kraftwerk. Знаю ...
    • стиль: джаз, джаз
    От редакции сайта: В ноябре 2015 года в разделе "Новости" было опубликовано сообщение о планируемой к проведению в Краснодаре конференции "Джаз в контексте культурных процессов" с указанием тематических направлений и условий приема материалов для ...
    © 2012-2024 Jazz-квадрат
                                  

    Сайт работает на платформе Nestorclub.com