nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Lennie Tristano - вдохновение авангарда - иная версия современности

Lennie Tristano - вдохновение авангарда - иная версия современности  "Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я постараюсь осветить наиболее важные события, факты из жизни и творчества этого поразительного музыканта и композитора, являющегося одной из главных фигур в формировании современного джаза.

Теоретик–гуру, концептуально мыслящий джазовый исполнитель, который одновременно смог набросать эскиз будущего (free, cool) и сделаться инакомыслящим в период господства стиля бибоп, создав отличную, индивидуальную версию авангардного джаза того времени, — таким видится Ленни Тристано. Его крайне небольшую по объему дискографию, пожалуй, никто не осмелится назвать скудной, а принимая во внимание величественный реквием 1955 года, незабвенную эпитафию Чарли Паркеру — единственный опус, посвященный пионеру бибопа, Ленни Тристано заслуживает бесконечного восхищения.

"Я слушаю исполнителей, которые играют джаз, потому что люблю джаз. Но я всегда чувствую, что мне необходимо изменить в моей собственной манере. И думаю, это важно для того, чтобы я мог себя выразить. Я не люблю играть, как кто–либо, подражать кому бы то ни было, но, даже будучи индивидуальным, вовсе не хочу быть историей с большой буквы и ни на что не претендую".

И тем не менее, ИСТОРИЯ нашла его. Музыка Ленни Тристано, строгая, лишенная всяческого соблазна, принесла ему успех. Ее невозможно подвести под какое–то конкретное определение жанра, стиля. Она продолжает находки и изыскания Чарли Паркера, хотя ее длительное время рассматривали как "написанную на полях" и почему–то ограниченную в интеллектуальном плане. Музыка Тристано до предела сдержанна эмоционально. Непримиримый по отношению к себе и другим, этот замечательный композитор и пианист действительно ни на кого не похож.

Ленни Тристано родился в Чикаго 19 марта 1919 года. Сначала его музыкальным образованием занималась мать, а затем, когда в 10–летнем возрасте Ленни потерял зрение, он продолжил свои занятия на фортепиано в школе–интернате для слепых детей. Там он одновременно играет на различных инструментах и дирижирует школьным оркестром. В возрасте 19 лет Тристано поступает в Американскую консерваторию в Чикаго. Длительность учебы там составляла четыре года, но ему хватило и двух лет, чтобы получить степень бакалавра музыки. После окончания консерватории он играет параллельно в различных танцевальных оркестрах, не забывая свою большую любовь — джаз. Отдавая предпочтение как пианисту Арту Тэйтуму (которого впоследствии сменил в его пантеоне Эрл Хайнс), Ленни Тристано просто обожал Луи Армстронга, Флетчера Хендерсона, Роя Элдриджа (яркого, оригинального бопового трубача, манеру которого Ленни оценивал очень высоко), Чарли Крисчиана, Лестера Янга, Чарли Паркера, Фэтса Наваро, Клиффорда Брауна, Макса Роуча, Дж. Дж. Джонсона и Бада Пауэла.

В 1943 году Ленни Тристано устраивается работать преподавателем в "Christiansen School Of Music" и одновременно организует диксиленд, с помощью которого начинает уже серьезные эксперименты. В это же время он вынужден подрабатывать аккомпаниатором в кабаре. Впоследствии знаменитый альт–саксофонист Ли Кониц, которому тогда было всего 15 лет, восхищенный смелыми и настойчивыми изысканиями Тристано, решает стать его учеником. Журнал "Metronome" писал в те годы: "Ленни Тристано — это гид и духовный наставник всех тех, кого Чикаго считает музыкантами–авангардистами". Два года спустя Ленни участвует в записи в рамках секстета, руководимого тенор–саксофонистом Эмметом Карлсом (Emmet Carls), и можно держать пари, что замечательная аранжировка стандарта "Tea For Two", использованная в этом проекте, вышла именно из–под пера Тристано.

Вскоре пианист знакомится с контрабасистом Чаби Джексоном (Chubby Jackson) и знаменитым бэнд–лидером Вуди Германом, который, просмотрев партитуры Тристано, настоятельно рекомендует пианисту остаться в Нью–Йорке. В тех своих работах Ленни делает в каждом соло четыре фазы, способствующие раскрытию тематики, исполненной парафразами стандартов. Пример тому тема "This Is Called Love". Здесь он играет в двух тональностях (а немного позже переходит уже к полной атональности). Его фразировка отрывиста и точна, две руки остро ведут основную линию, в которой чередуются бесконечные мелодические ходы и наложенные аккорды.

В период с 1946 по 1950 год Ленни Тристано входит в наиболее бурную, богатую событиями часть своего творческого пути. В 1946 году "Metronome" признает его музыкантом года. Тогда же состоялись многочисленные записи в квартете с гитаристом Билли Бауэром и ритм–секцией, обновляемой каждый раз. Кстати, основное требование Тристано к ритм–секции было таким: "Я хочу, чтобы темп был текучим, и чтобы музыканты не меняли ритм резко, не ломали его фигурами, находящимися полностью за пределами контекста; а также мне важно, чтобы они чувствовали необходимость комбинаций темпа и были способны чувствовать в то же время размеры 3/4 и 4/4. Нужно, чтобы ритм–группа была чувствительна к различной интенсивности". И надо сказать, что мало кто признавал себя способным решать такие задачи. Музыкальный критик Барри Уланов, очарованный смелостью экспериментов пианиста, писал: "... Первые аккорды тристановской "Out Of A Limb" — вот дебют новой яркой джазовой эры".

В 1947 году состоялась первая совместная запись Тристано и Чарли Паркера. Это произошло в радиопередаче в прямом эфире. Впоследствии они неоднократно встречались, работали над различными проектами. Особенно запоминается их совместная запись в рамках "The Metronome All Stars", а также сейшн в студии Тристано при участии Кенни Кларка. Результатом последнего из упомянутых проектов стали две замечательные интерпретации стандартов "All Of Me" и "I Can't Believe That You Are In Love With Me", а также уникальная аранжировка "Don't Blame Me", выполненная Ленни Тристано, и его яркие, запоминающиеся сольные партии в темах "Ghost Of A Chance", "Spontaneous Combustion", "July Judy". В них пианист подчеркивает целостность мелодической структуры соло, что для него даже важнее, чем будоражащая динамика, а композиции содержат много интересных мелодических ходов, часто с отклоняющимся аккомпанементом.

В период с марта по май 1949 года в составе с Ли Коницем, Билли Бауэром, Арнольдом Фишкином (Arnold Fishkin) и Гарольдом Грановски (Harold Granowski) Ленни Тристано записывает новую серию своих неповторимых композиций. Среди них бессмертные версии "Wow", "Marionette", "Sax Of A Kind" и поражающие совершенством исполнения "Intuition" и "Digression". Впоследствии эти записи оказали неоценимое влияние на процесс формирования стиля кул. Ленни Тристано вспоминает: "Мы импровизировали без какой–либо конкретной фиксированной гармонической схемы, без определенной ритмической базы. Мы были свободны. Эта музыка не только и не столько записывалась для "Capitol" — мы играли в небольших кафе, где публика могла свободно наблюдать за нашими изысканиями".

В 1951 году Тристано открывает студию на 32–й Восточной улице. Он целиком посвящает себя преподавательской деятельности, читает лекции, отвечает на вопросы. Постепенно его публичные появления становятся все более редкими. Наиболее запоминающимися из них явились концерты в Торонто в 1952 году, в клубе "Birdland" и выступление в ресторане "Confucius" 1955 года, где он играл со своим преданным учеником, саксофонистом Ли Коницем, и некоторые другие. Большинство этих записей были изданы лейблом "Jazz Records", но по ряду технических причин звук, к сожалению, не был на высоте.

Ленни Тристано опубликовал только три сольных альбома. Каждый из них можно смело назвать шедевром. Например, диск "Lennie Tristano". Для двух композиций — "Line Up" и "East Thirty Second" — пианист заранее записывал партии контрабаса и барабана. К этому же способу он частично прибегнул и в "Requiem", посвященному Чарли Паркеру, и в "Turkish Mambo". Тристано как–то заметил, что, используя подобный прием, он иногда ощущал, что лжет немного самому себе, но ведь в "Turkish Mambo" с его одновременно развивающимися разными ритмами не было другого способа выразить основную мысль так, как он ее чувствовал. Хотя такая структура может показаться несколько академичной, на деле это звучит очень красиво и интригующе. Через шесть лет выходит "The New Lennie Tristano" — потрясающий альбом, "изюминками" которого стали экстраординарный вариант "Descent Into The Maelstrem", навеянный мотивами произведений Эдгара Алана По, а также оригинальный по своей конструкции "C Minor Complex".

Почти все время до своей смерти 28 января 1979 года пианист находился в вынужденной изоляции. Лишь несколько раз он появлялся на публике, например, на джазовом фестивале в Париже в 1965 году. Ведя уединенную, почти затворническую жизнь, Ленни Тристано не переставал заниматься преподаванием. Он часто повторял: "Смысл моей деятельности состоит в том, чтобы помочь моим ученикам создавать "спонтанную" музыку, будучи при этом как можно более независимыми. Мне не нужны последователи, я не хочу, чтобы меня рассматривали как мессию". Тристано воспитал плеяду великолепных инструменталистов. Вот лишь наиболее известные из них: Вэрн Марш, Ли Кониц, Тэд Браун, Сэл Моска (Sal Mosca), Конни Кразэрс (Connie Crothers). Бад Фримэн и Арт Пеппер, хотя и не были лично знакомы с Ленни, но всегда называли его своим наставником, признавая тем самым огромное влияние, которое его творческое наследие оказало на них. Как писал критик Виктор Сконфилд, Ленни Тристано "опередил, предвосхитил неоднократные нововведения в самых популярных стилях с начала бибопа, особенно в куле и фри–джазе, заботливо украсив их своими необычными ритмическими почерками и оригинальными приемами коллективной импровизации".

P. S. Несмотря на то, что записи Ленни Тристано являются редкостью, их, несомненно, стоит найти любому, кто любит в джазе не один только мейнстрим. Ведь они сегодня являются единственным свидетельством достижений этого удачливого экспериментатора и выдающегося исполнителя и подтверждают ту колоссальную роль, которую Ленни Тристано сыграл в развитии и становлении современного джаза.

Денис КОВАЛЕВ

1998


стиль
джаз
автор
Денис КОВАЛЕВ
страна
США
музыкальный стиль
авангард, кул


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела пианисты, органисты, клавишники

  • стиль: джаз, джаз
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
  • стиль: джаз, джаз
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
  • стиль: джаз, джаз
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
  • стиль: джаз, джаз
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
  • стиль: джаз, джаз
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
  • стиль: джаз, джаз
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
  • стиль: джаз, джаз
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
  • стиль: джаз, джаз
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
  • стиль: джаз, джаз
Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит ...
  • стиль: блюз, блюз
"Бесшабашные, задорные блюзы и интимные задумчивые баллады... песни полны эмоцио­нальной глубины и правды жиз­ни" - Rolling Stone Не до конца понятно, отчего так получается, но наши русско­язычные блюзфэны не очень-то доверяют женщинам, исполняю­щим ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com