BRAU Beviale 2008: перемены на рынке напитков

Выставка BRAU Beviale 2008, которую можно назвать праздником работников европейского рынка напитков, вновь приглашает с 12 по 14 ноября 2008 года в Нюрнбергский Выставочный центр. Для участия в выставке уже зарегистрировано 1400 экспонентов, которые преподнесут новые идеи по производственным технологиям, сырью для напитков, логистике и реализации. Ожидается, что в этом году важнейшую для рынка напитков выставку посетят около 34000 потенциальных клиентов, ищущих новые сферы для дальнейших инвестиций.

Основными причинами посещения выставки BRAU Beviale чаще всего называются подготовка к планируемым в будущем инвестициям, стремление сориентироваться на рынке, получение информации о нововведениях, поддержание тесных контактов с клиентами. Несомненно, важными являются некоторые события, проходящие на выставке: вечер BRAU Beviale, вручение приза European Beer Star Award и многочисленные мероприятия компаний-экспонентов. Эти форумы – отличная возможность для дискуссий с коллегами на тему прогноза поведения потребителей в будущем.

Европейский рынок напитков – важный экономический фактор

Обрабатывающая промышленность Европейского Союза – важная самостоятельная отрасль хозяйства, на которую приходится пятая часть всей произведенной в ЕС продукции. В ней занято 34 млн. человек. Производство продуктов питания и напитков, относящееся к перерабатывающей промышленности, произвело в 2006 году 2% внутреннего валового продукта (ВВП) ЕС. На первый взгляд, это небольшая цифра, но если посмотреть на абсолютные цифры – в 2006 г. объем ВВП составил около 870 млрд. евро, количество занятых – 4, 3 млн. человек, – становится ясно, что пищевая промышленность является крупнейшим работодателем перерабатывающей промышленности.

В прошлом году в этой сфере, по причине глобализации и консолидации, пришлось значительно сократить количество рабочих мест. Несмотря на это, в секторе производства напитков, в особенности алкогольных, эти тенденции менее ощутимы, и не им, как говорится, страдать от ложной скромности. Производство спиртных напитков непосредственно создает 50000 рабочих мест, опосредованно – 250000. Еще более впечатляющие цифры мы видим в пивоваренной промышленности: 3000 пивоварен Европы предоставляют рабочие места для 164000 работников. Еще 2, 6 млн. работают на предприятиях, косвенно связанных с заказами пивоваров. Это соответствует, например, экономике Финляндии, Дании или Словакии (данные International Center for Alcohol Policies, 2006). Можно посчитать, что одно рабочее место в производстве пива создает одно рабочее место в торговле, два рабочих места на предприятиях поставщиков, двенадцать – на предприятиях питания. Оптовая торговля напитками, ресторанный бизнес имеют большую выгоду от сильного и процветающего пивоваренного бизнеса. Если к этому прибавить 3000 рабочих мест в рекламных агентствах, 38000 – в упаковочной промышленности (бутылки, банки, картонные коробки), 15000 – в машиностроении, 145000 работающих в сельском хозяйстве, то увидим, что благодаря производству пива и винно-водочных изделий создано более 3 млн. рабочих мест или 2% всех гражданских рабочих мест ЕС.

Благодаря потребности в здоровом питании, создаются новые продукты

Необходимо отметить, что в пивоваренном и пищевом секторе преобладает средний и мелкий бизнес. В первую очередь этим обеспокоена Европейская Комиссия – смогут ли эти предприятия скопить достаточные средства для инвестиций и создания новых продуктов, адекватно реагировать на демографические перемены (старение населения, миграция), заболеваемость (аллергизация населения, заболевания вследствие неправильного питания, ожирение). Также играет роль изменение образа жизни, ужесточение конкуренции (данные European Commission, Perspectives for Food 2030). Не говоря уже об амбициозных планах к 2010 г. выделять до 3% ВВП ЕС на научные исследования и разработки, выдвинутые в Лиссабонской стратегии (2000). Выделяемые средства подразделялись бы в пропорции следующим образом: 2/3 выделяет частный бизнес, 1/3 – государство. До сих пор ЕС не смог достичь поставленной цели.

Индустрии производства пива и напитков ставится долгосрочная задача: основываясь на достижениях науки и новых технологиях, создать такие продукты, на этикетках которых можно было бы написать любое ключевое для здоровья высказывание, например: “Уменьшает риск ...” или “Улучшает... функцию”. Уже сейчас многие обращают взор на рынок Азии, где проводятся опыты с целью получения биологически активных добавок из местных растений. Такие добавки уже используются в производстве напитков в Японии и Китае. Предприятия, действующие глобально во всех отношениях, имеют прекрасно оснащенные научно–исследовательские подразделения по созданию новых продуктов. В этом отношении они имеют неоспоримое преимущество перед мелкими и средними фирмами. Однако последние могут защитить себя с успехом, если своевременно постараются наладить сотрудничество с частными инвесторами и исследовательскими лабораториями.

Люди всегда будут пить и питаться, вопрос только в каком количестве?

Старая поговорка гласит, что “люди всегда будут пить и питаться”, вопрос только, в каком количестве. Уже в течение нескольких недель потребители Европы переживают рост цен на напитки и продукты питания. За прошедшие два года цены на основные сельскохозяйственные продукты увеличились более чем на 90% (данные Food and Agriculture Organization of the United Nations, FAO, апрель 2008). Поэтому потребители могут порадоваться, что этот рост достиг их не сразу. Видимо, из–за интенсивной конкуренции многие производители не решились сразу перекладывать скачок цен на сырье и энергоносители на плечи потребителей.

Совершенно ясно, что для европейских потребителей расходы на питание и напитки не останутся на прежнем уровне. В 2004 году жители Западной Европы тратили на продукты питания и алкогольные напитки от 10 до 20% семейного бюджета (Economic Research Service ERS des United States Department of Agriculture). Этот показатель считается “нормальным” для промышленно развитых стран. Средняя американская семья для удовлетворения своих жизненных потребностей тратила только 7% доходов. Эти цифры говорят о потреблении “в своих четырех стенах”. Если граждане США могут относительно дешево питаться дома, то только потому, что в эту статистику не включены расходы на посещение ресторанов, кафе, закусочных. В Европе, по сравнению с США, многие продукты дороже из-за налогов, выплат, более высокого уровня зарплат.

По причине относительно меньшего, чем в США, показателя ВВП, семьи тратят на продукты питания и напитки относительно больше: в Греции (23%), в Италии и Англии (по 17%), в Германии (15%). Эта тенденция еще более проявляется в Средневосточной Европе, где на питание и напитки тратится до 20% доходов, а в Балтийском регионе и России ситуация еще хуже. Сравните: в Эстонии (21%), Литве (28%), Латвии (24%), России (37%) (ERS). Ситуацию в этих странах еще нельзя назвать критической, что имеет место в большинстве развивающихся стран, где на продукты питания и напитки тратится 60 – 80% доходов. Но ограничения потребления, а также субститутные (заменяющие) закупки могут еще до конца года отрицательно сказаться на балансах производителей напитков.

От того, как будет в дальнейшем развиваться экономика ЕС после окончания кредитного кризиса в США, зависит решающим образом то, что, сколько и за какую цену потребитель Европы будет покупать долгосрочно. Однако независимо от этого исчезнут разграничения между напитками, пищевыми продуктами и лекарствами. К этому приложится давление на промышленников и потребителей со стороны законодателей и страховых органов, не содействовать далее заболеваниям, обусловленным неправильным питанием. Понятно, что только от потребителей будет зависеть, насколько уменьшится потребление алкогольных напитков, насколько в противовес этому увеличится спрос на оздоровительные напитки. Это решение потребители примут под воздействием экономических и психологических факторов.

©2006-2024 Выставки сегодня